Технологическая карта урока химии 8 класс: Реакции обмена

Автор: Степанова Ольга Сергеевна, учитель химии, МКОУ «Повенецкая СОШ», р. Карелия, пгт. Повенец  

УМК «Химия» О.С. Габриелян

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Создание условий для изучения понятий о реакциях обмена, реакциях нейтрализации, условиях протекания реакций обмена до конца.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- усвоение понятий «реакции обмена», «реакции нейтрализации», «условия протекания реакций обмена до конца»

- сравнение реакций обмена с типами реакций, изученных ранее по признаку» число и состав исходных веществ и продуктов реакции»

- умение составлять уравнения реакций обмена (отработка умения определять тип реакции, расставлять коэффициенты; называть исходные вещества и продукты реакции).

 

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

- продолжить формировать готовность и способность к выполнению заданий с использованием опорных конспектов урока,  текстового   материала

- умение вести диалог на основе равноправных отношений

- продолжить формирование устойчивого познавательного интереса

- развитие навыков самооценки

 

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

регулятивные: 

- учить формулировать цель своей учебной деятельности

- планировать пути  достижения цели

- оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

 

коммуникативные:

- организовать работу в группах по заполнению опорного конспекта урока

- умение формулировать собственное мнение; умение адекватно использовать  речевые средства и символы для представления результата; планировать свою деятельность; сравнивать, анализировать; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества; обмениваться  знаниями между членами группы для формулировки общих выводов

- сотрудничать с учителем

 

познавательные:

- экспериментально решать задачи и делать выводы;

- осуществлять поиск информации с использованием текстовых материалов (учебника)

- давать определения понятиям

- устанавливать причинно-следственные связи

- строить логическое рассуждение

- объяснять явления и процессы.

 

Формы работы:

- индивидуальная

- групповая

- фронтальная

 

Ресурсы урока:

- учебник (текст)

- раздаточный материал (опорный конспект, карта взаимооценки)

- ЭОР

- лабораторное оборудование, реактивы

- таблица растворимости

Дидактическая структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

УУД

Приложения

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Создаёт доброжелательную атмосферу урока

Проверяют и готовят необходимые принадлежности для урока

Регулятивные:

создать условие для достижения цели урока

Личностные: умение сконцентрироваться. Слушать и слышать.

Опорный конспект для каждого учащегося, карта взаимооценки

Проблематизация, актуализация, мотивация

Учитель использует метод мозговой штурм.

1. Какие типы химических реакций вы знаете??

2. Какие из них экзотермические, какие эндотермические?

3. Условия протекания реакций замещения?

4. Назовите вещества и расставьте коэффициенты

5. Найдите ошибки в данных уравнениях

Стадия вызова

Учитель обращается к классу «Ребята, придумайте примеры из жизни, которые иллюстрируют определение понятиям «реакции соединения, разложения, замещения». Далее, ребята, скажите, вы друг с другом чем- нибудь обмениваетесь?  В науке химии тоже есть реакции, которые друг с другом чем-то обмениваются.

Ребята, что мы будем изучать на уроке, какова цель?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя,  приводят примеры реакций из жизни.

 

 

 

 

 

 

Ребята формулируют тему и цель урока « Опытным путём рассмотреть условия протекания реакций обмена»

Познавательные:умение моделировать, сравнивать,выражать свои мысли, составлять целое из частей, строить логические цепи рассуждений,сопоставлять, давать определение понятиям

Коммуникативные:умение сотрудничать с учителем и сверстниками.Выражать своё мнение и аргументировать его

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Регулятивные: умение самостоятельно выделять учебную задачу.

На слайде примеры химических реакций

 

 

 

 

 

Первичное ознакомление с материалом

Учитель объясняет ход работы, устанавливает ограничительный период времени на выполнение заданий.. Напоминает о ТБ и ОТ

(учитель – консультант, помощник).

Работают самостоятельно, используя учебник, оформляют результат на отдельных листах. В это же время заполняют опорный конспект по своему вопросу.

1 группа: Схема реакции обмена, определение понятия « реакции обмена»

2 группа: Проведение реакции между  NaI  и  Pb (NO3)2, экспериментальное доказательство выпадение осадка в результате реакции

3 группа: Проведение реакции между  NaOH  и     HCI, реакция нейтрализации

4 группа: Проведение реакции между  Na2CO3  и  HNO3, экспериментальное доказательство выделения газа в результате реакции

Регулятивные: умение самостоятельно  контролировать свое время и управлять им, принимать решения на основе переговоров.

Познавательные: умение структурировать текст, выделяя главное; давать определения; навыки правильного написания химического уравнения; проводить эксперимент.

Личностные:умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, высказывание своего мнения

Коммуникативные: умение работать в группе, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

 

Отработка и закрепление нового материала

Учитель- организатор, слушатель (слушает учащихся, дополняет их ответ, если требуется)

Защищают свои результаты работы, выступая перед классом. Слушатели заполняют опорный конспект.

Познавательные:

объяснять явления, процессы в ходе исследования

Коммуникативные:

сотрудничество,

контроль, коррекция при роботе в группе, умение аргументированно говорить, слушать и слышать, комментировать

Регулятивные:планировать пути достижения цели, принимать решения в проблемной ситуации

Личностные: умение вести диалог,

установление равноправных отношений и взаимного уважения при работе в группах

 

Обобщение, систематизация, применение

Учитель предлагает  путём сопоставления типа химической реакции с буквой в строке, определить зашифрованное слово « ХИМИЯ».

Взаимопроверка. Учитель предлагает выполнить задание на опорных листах: закончить реакцию обмена. Далее группы обмениваются своими опорными конспектами, производят взаимопроверку.

Отгадывают зашифрованное слово

 

 

 

Учащиеся выполняют задание на опорных конспектах, после выполнения обмениваются ими с другими группами.

Познавательные:умение моделировать, сравнивать,выражать свои мысли, составлять целое из частей, строить логические цепи рассуждений,сопоставлять

Коммуникативные:умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Личностные: выражать своё мнение.

Регулятивные: умение самостоятельно выделять учебную задачу.

 

 Слайд «Отгадай зашифрованное слово»

 

Обратная связь

Стадия рефлексии.

Учитель предлагает оценить работу других групп.

Обращается к классу, посмотрите на свои результаты работы, сделайте вывод о том, при каких условиях реакции обмена идут до конца

Реакции  обмена идут до конца:,

Если выделится газ -
Это раз;
И получится вода -
Это два;
А еще — нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок -
Вот тогда - порядок!

Учитель предлагает оценить результат своей работы на уроке одним из смайликов

Оценивают работу других групп

 

 

Формулируют условия протекания реакций обмена до конца

 

 

Читают стихотворение, тем самым, подтверждают правильность своего ответа.

 

 

 

 

 

 

Рисуют смайлик у себя в тетради.

Личностные: моя позиция

Регулятивные:оценка своей деятельности и деятельности других учащихся

Коммуникативные: умение выражать свои мысли и чувства

Слайд «Стихотворение про реакции обмена»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд « Моё состояние на уроке» (варианты смайликов)

Домашние задания

Формулирует д.з., даёт краткое объяснение по его выполнению

Записывают домашнее задание

Личностные: выбор

Регулятивные:

записывание

Коммуникативные: общение  с учителем

 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter