Конспект урока биологии 8 класс: Виды мышц, их строение

Автор: Мынбаева Эльмира Александровна, КГУ «Пескинская СШ» СКО, район им. Г. Мусрепова, с. Пески, учитель биологии

 

Цель: подробное ознакомление со видами и строением мышц.

Задачи обучения: рассмотреть подробно строение и раскрыть значение мышц для организма.

Задачи воспитания: воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, аккуратность, сосредоточенность, ответственность, призывать к ведению здорового образа жизни.

Задачи развития: развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.  

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный

Оборудование: документ камера, интерактивная доска, презентация

 

Ход урока/

Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока, подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

Проверка домашнего задания.

Индивидуальный опрос

Вопросы на критическое мышление

Уровень 1 Знание, Запоминание фактов

Что такое перелом? Где происходит вывих? Почему кости пожилого человека наиболее подвержены переломам? Как  может произойти перелом или вывих?  Как бы вы оказали первую помощь при  вывихе? Назовите и охарактеризуйте виды переломов костей. 

Новый материал.  

Значение мышц. Мышцы - отдел опорно-двигательной системы, обеспечивающий различные движения организма. С участием мышц обеспечивается ориентация организма в пространстве и регулируется равновесие. Диафрагма (разделяет грудную и брюшную полости) и межреберные мышцы участвуют в процессе дыхания.

Глотание, образование звуков, движение глаз, все типы двигатель­ной активности осуществляются при помощи мышц. Вместе со скеле­том мышцы придают организму форму, обеспечивают вертикальное положение тела человека в пространстве.

Строение мышц. По строению мышцы делятся на глад­кие и поперечнополосатые (скелетные и сердечные). Гладкuе мышцы выстилают стенки полых внутренних органов (пищевод, желудок, ки­шечник, кровеносные сосуды, трахея и бронхи, мочевой пузырь и др.). Сокращение гладких мышц плавное и периодичное. Оно не подвласт­но воле человека. Гладкие мышцы состоят из отдельных длинных веретенообразных клеток.

Снаружи мышцы покрыты фасцией (соединительнотканная обо­лочка). Между мышечными клетками - волокнами - находятся кро­веносные сосуды и нервные волокна. На концах скелетных мышц расположены сухожилия, образованные из прочной соединительной ткани. С помощью сухожилий мышцы при­крепляются к костям. Сами сухожилия пассивны и в сокращении не участвуют. Так как мышечные клетки способны только сокращаться, мышцы тянут кости, но не могут их отталкивать. В связи с этим к каждой кости крепятся 2 мышцы-антагонисты (противоположные). Они делятся на сгибатели и разгибатели.

Поперечнополосатые мышцы состоят из мышечных волокон, имеющих поперечную исчерченность. Поперечнополосатые скелет­ные мышцы приводят в движение скелет. Их функции регулиру­ются сознанием.

К скелетным мышцам относятся мышцы туловища и конечностей. Чаще всего оба конца мышцы прикрепляются к соседним костям, под­вижно соединенным друг с другом. При сокращении мышцы укорачива­ются и тянут соответствующие кости. Так они производят движение.

В организме насчитывают более 600 мышц. В разговоре их иногда называют мускулами.

Сердечная мышца также имеет поперечную исчерченность. Ее сокращения не зависят от воли человека. Сердце обладает свойством автоматии, т. е. способностью сокращаться за счет импульсов, возни­кающих в нем самом.

Применяя методику «Снежный ком». (Допустим учащийся говорит: сердечная мышца, второй повторяет: сердечная мышца, и добавляет свое: поперечно-полосатая, третий говорит: сердечная мышца является поперечно полосатой, но ее сокращения не поддаются воле человека и т.д.)                           

Гигиена мышц. Движение - такая же естественная потребность организма, как воздух, вода и пища. От повседневных физических на­грузок зависят не только сила мышц, но и эластичность связок, проч­ность костей, активность обмена веществ, состояние сердца, сосудов, легких и т. д. Физические упражнения полезны не только для пре­дупреждения, но и лечения болезней (лечебная физкультура).

Классификация мышц.

Как бы вы использовали знания о типах мышц и их гигиене в жизни?

Как строение мышц связано с их функциями?                                                    

Слайд 6.

Закрепление.   

Работа с учебником: чтение текста на стр. 86-88, заполнение таблицы:

Группа мышц 

Виды мышц

Где встречается

 

 

 

Рефлексия: возьмите соответствующий смайлик, и напишите на нем что вы не поняли, и что не понравилось, или понравилось.

Подведение итогов урока: применение взаимооценивания и самооценивания учащихся

Домашнее задание:

Спасибо за внимание ребята! До свидания!

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter