Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: Звуки (ф,), (ф); буквы Фф. Письмо строчной и заглавной Фф

Автор: Франц Наталья Владимировна, КГУ «Средняя школа №13», учитель начальных классов, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск

 

Задачи: Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами Фф, учить давать характеристику данным звукам и анализировать слова с новыми буквами, проводить звуко-буквенный анализ;

Развивать фонематический слух, логическое мышление, работать над культурой речи учащихся, способствовать формированию правильного, осознанного, беглого чтения;

Воспитывать бережное отношение к рабочему времени, аккуратность в деле.

Ход урока

 

1. Организационный момент.

                               На уроке я сижу

                               Не шумлю и не кричу,

                               Руку тихо поднимаю

                               Если спросят - отвечаю.

 

2. Повторение пройденного.

- Я хочу вам рассказать одну историю про одного мальчика. Вы узнаете как его зовут, если составите вместе первые звуки каждой картинки.  (вывешивается иллюстрация мальчика) 

 

ФОНАРЬ       ЕЛЬ      ДЯТЕЛ     ЯБЛОКО= ФЕДЯ

 

- Федя очень любил рисовать. Однажды он проснулся и обнаружил, что краски, карандаши, альбом пропали. Их забрал волшебник. Федя пришёл к нам и просит помочь ему.

 

- Чтобы отправиться в сказочное путешествие, необходимо сказать заклинание: фа- фа- фа отправляться в путь пора.

 

- Посмотрите, мы оказались в городе, который называется…. АЛФАВИТ. Давайте поможем Феде прочитать алфавит:

                       А,б,в,г,д,е,ё,ж – прикатились на еже

                       З, и, й, к, л, м, н, о - дружно вылезли в окно

                       П, р, с, т, у…,х – оседлали петуха

                       Ц,………………..я – вот и все мои друзья.

 

- Идём дальше. Посмотрите, перед нами поляна, на которой живут зайчата. Волшебник их заколдовал, и они не могут попасть в свои домики. Давайте им поможем: в зелёный домик- тех зайчиков, у которых гласные обозначают мягкость согласного, а в синий домик гласные, обозначающие твердость согласного.

 

- Зайчики благодарят вас. Дальше наш путь лежит вот через эту речку, но как перейти? Конечно, нужен мост. Для того, чтобы построить мост нужно вспомнить с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке. (Щщ)

- Что мы знаем об этом звуке, букве?

- Чтобы построить мост, нужно вставить букву, разделить на слоги, задать вопрос кто? что?

 

- Найдите слово, в котором звуков больше ,чем букв.( Щука, лещи, овощи, ящики)

 

Физ.минутка

                                       

3. Постановка темы и цели урока 

- Сегодня на урок к нам придут новые звуки – друзья нашего Феди. Эти звуки спрятал злой волшебник в лесу.

- Все знают маленького лесного жителя, который носит грибы, яблоки на спине. Кто это? Как фыркает ёж? Произнесите все вместе (ф- ф- ф).

- Вот на дереве поют птички-синички. Как они поют? (Фью- фью- фью)

- Назовите первый звук. Произнесите все вместе.

- Что мы можем сказать о звуках ф, ф?

- Почему эти звуки согласные? Что мешает в произношении? Какой это звук: глухой или звонкий?

 

4. Работа над новым материалом

- В том лесу живёт птица, которая его охраняет. Но её тоже заколдовал волшебник- птица потеряла свою окраску. Что же это за птица? Её название начинается на новый звук ф и она охотится по ночам.

 

а) звуковой анализ слов: филин, фрукты

- Филин был так рад тому, что вы помогли ему, что в подарок подарил корзину фруктов.

 

б) игра «Услышали звук, хлопните»

фартук                           фонтан                  ферма

ваза                                фикус                     фарфор

факир                             ширма                   конфета

 

в) игра « Кто больше?» придумать слова с новым звуком

 

г) Знакомство с новой буквой.

- Звук ф, ф обозначается буквой Ф (карточка). На что похожа буква ф?

- Итак, принимаем букву в нашу семью. Заселим её. Поздоровайтесь с буквой (обводят пальчиком букву). Давайте оживим букву, а в этом нам поможет Федя:

 

                          Федя ходит руки в боки,

                          Значит выучил уроки. (физ. минутка)

 

д) Письмо строчной  и заглавной Фф.

- Давайте откроем прописи и напечатаем букву ф . Теперь посмотрите на письменную букву и сравните с печатной. Чем отличается печатная от  письменной? А теперь давайте напишем(объяснение написания) в воздухе, в прописи.

 

Физ. минутка.

 

е) Составление и чтение слогов и слов.

- Посмотрите, Федя нас привёл на поляну, где растут цветы, в названии которых есть звук ф (фиалки)

Фа, фы, фо                 Фу, фе, фи                     Фю, фя, фё

 

- Дальше идёт дорога к замку злого волшебника. Но дорожка нас приведёт к замку лишь в том случае, если вы составите слова из слогов(1у доски, остальные на месте)

Фа, ра, фор, ма, фа, соль, фо, кус, ник

 

- Вот мы и пришли к замку злого волшебника, где спрятаны краски, карандаши, но дверь откроется тогда, когда прочитаете рассказ «Фокусник»

ж) Чтение рассказа

с.121. Эта история о том, что произошло с Федей однажды.

 

з) Письмо слов

 Мальчик вас благодарит за то, что вы помогли ему вернуть его вещи. Теперь давайте запишем слова, которые встречались нам на пути

с буквой ф.

 

5. Итог урока.

- Итак, с какими звуками мы познакомились?

- Какой буквой они обозначаются?   

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

<
travolja

5.02.2015, 00:16

Наталья Владимировна, спасибо за интересную разработку урока! Много занимательного материала, игр. Дети младших классов лучше усваивают материал, если присутствует элемент занимательности. Все этапы урока последовательны, логически связаны.
Добавить комментарий
Mail.ru counter