Конспект урока познания мира 4 класс: Разрушение горных пород

Автор: Биджиева Зейнеш Сейлхановна, АСШ №1, РК, Акмолинская область, п. Аршалы, учитель начальных классов

 

Урок с презентацией: Изменение формы поверхности земли в результате разрушения горных пород.

Общие цели: Ученики будут знать, что влияет на разрушение горных пород,  в результате чего происходит изменение формы  поверхности  земли; будут рассуждать, аргументировать, делать выводы, самостоятельно делиться и обмениваться информацией; задавать вопросы и участвовать в индивидуальных и  групповых видах работ.

Воспитательный момент: правила поведения в горах; уход за зубами.

Предполагаемые  результаты обучения: Ученики знают,  почему происходит разрушение горных пород,  изменяется  поверхность   земли.  Формулируют вопросы высокого порядка и отвечают на подобные вопросы по теме.

Критерии успеха: я знаю, что влияет на разрушение горных пород и почему происходит изменение формы поверхности  земли.

Оборудование: интерактивная  доска,  учебник, стикеры, фломастеры, альбомные листы.

                                                                      Этапы и структура урока

Этапы занятия

Время

Деятельность учителя и учащихся.

Приветствие

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

Стадия  вызова

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 4 мин

 

 

 

 

1 мин

 

 

4 мин

Эмоциональный настрой.  Позитив.

- Наш урок сегодня необычный, у нас много гостей. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте друг другу удачи.

Ученики встают в круг, проводится тренинг «Дыхание счастья».

Деление на группы,  рассчитавшись на 1, 2, 3.

Приём «Горячий стул»

 Один из учеников садится на «Горячий стул». Ребята задают ему вопросы по теме домашнего задания.(2-3 уч.) 

Слайд 1. Изображение гор.

Сосредоточить и привлечь внимание учащихся к усвоению новой темы.

- Посмотрите внимательно, что изображено на иллюстрациях?  (ответы детей)

- А какие горы?

1. Высокая гора с зелёными насаждениями.

2. Гора с вечными льдами.

3. Разрушенная старая гора.

- А какая гора вам больше всего понравилась?

- Конечно, гора,   на которой растут деревья. Почему? (эта гора зелёная, красивая, зелёный цвет – это цвет  жизни, вызывает хорошее настроение )

- Ребята, вы сказали, что на картине изображены горы, а какие бывают горы? (молодые, старые, низкие, высокие, разрушенные) 

- Давайте посмотрим  серию картин  «Горы».

Слайд 2. Разрушенные  горы.

- Ребята, вы сейчас просмотрели серию картин , на которых тоже изображены горы. Кто может определить тему урока? О чём мы будем сегодня с вами говорить?

Ответы детей.

- Конечно, мы будем говорить о том, что горы хоть и состоят из твёрдых пород, но они  разрушаются и узнаем,   что влияет на  их   разрушение. 

- Давайте определим  критерии успеха,  что вы узнаете сегодня на уроке.

Ответы детей.

Этап подготовки к усвоению нового материала

3 мин

Ученики должны рассказать о том, что они знают об изменении  поверхности земли своей местности.

- Какие явления вы замечаете весной во время разлива рек?

- Как появился овраг за селом?

- Как появились песчаные холмы?

Изучение нового материала

4 мин

Слайд 3. Разрушение гор.

(Использование  ИКТ) Учитель рассказывает о том, как ледники, сползая с гор, увлекают за  собой горные породы, деревья, встречающиеся на пути, оголяют горы, делают вершины остроконечными. Заостряет внимание на том, как  постоянные и временные водные потоки, особенно горные реки, изменяют поверхность земли, горные склоны.

В засушливых районах большое влияние на изменение формы гор оказывает ветер. Под его воздействием уносятся частицы песка и горных пород, и горы принимают причудливые  формы. Ветер, перенося множество песчинок, способствует созданию песчаных холмов.

Ледники, водные потоки, ветер изменяют поверхность земли, создавая новые различные формы.

На разрушение горных пород влияют перепады температур, растения, ветер, вода (осадки).

Деятельность человека.

Стихийные бедствия. 

Самостоятельная работа с учебником

 

 

Ответы учащихся

5 мин

 

 

  

5 мин

Прочитать текст. Подготовить сообщение по заданию. 

1 группа – изменение поверхности земли ветром

2 группа – разрушающее  действиеперепада температуры

3 группа – влияние  растений на разрушение горных пород 

Представитель от  каждой группы  рассказывает  подготовленное сообщение.

Сообщение учителя

1 мин

- Ребята, есть невысокие  горы  с пологими склонами. Какие это горы? (учебный материал) Правильно – Сарыарка. Мы с вами живём  на Сарыарке. Когда-то высокие горы Сарыарки тоже были высокими. На протяжении многих лет,  они, разрушаясь,  превратились в холмистую равнину.

Проблемный вопрос

3 мин

- Ребята, подумайте,  подготовьтесь  и  ответьте  на вопросы, которые записаны на  карточках. 

1 группа - как влияет на  изменение земной поверхности  земли  вода.

2 группа – как влияет на изменение земной поверхности земли     деятельность человека?

3 группа – как влияют на изменение поверхности земли  стихийные бедствия? 

Задание для всех групп.

- Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста,  какие изменения происходят  в  ротовой полости человека под воздействием внешних факторов? И что является причиной этих изменений?

Дети  могут не сразу догадаться  и ответить  на  вопрос. Можно подсказать, загадав загадку о зубах. 

Ответы детей.

Беседа о сохранности зубов. Рассказ о влиянии нездоровых зубов на организм человека в целом.

Физминутка

1 мин

 - Ребята, мы хорошо потрудились, немного надо отдохнуть.

А куда мы поедем с вами отдыхать? Конечно, в горы.

Как надо себя вести в горах? 

Пойдём с друзьями в горы мы,

Достигнем высоты.

В горах нам дышится легко

Там воздух свеж и чист.

Посмотрим вверх,

Посмотрим вниз,

Не бойтесь  высоты!

С задором, смехом и  здоровьем

Домой вернёмся мы.

(Движения по тексту)

  

Приём

 «Ты мне, я тебе»

3 мин

Ребята задают друг другу вопросы по теме.

 

Тестовое задание

3 мин

ТЕСТ

1. Что происходит при  превращении воды в лёд?

А) Вода, превращаясь в лёд,  расширяется.

Б) Вода, превращаясь в лёд, сжимается.

В) С водой,  при её превращении в лёд, ничего не происходит.

2. Что происходит с камнями при нагревании?

А) Камни при нагревании расширяются.

Б) Камни при нагревании сжимаются.

В) С камнями  ничего не происходит.

3. За счёт чего в скалах  и в камнях образуются трещины?

А) За счёт нагревания скал, камней в тёплые солнечные дни.

Б) За счёт остывания скал, камней по ночам.

В) За счёт периодического и равномерного расширения и сжимания скал, камней.

4. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал, камней?

А) Животные

Б) Растения

В) Микробы

5. Что образуется при разрушении скал, камней?

А) Песок и глина

Б) Мрамор и гранит

В) Вода и газ

Проверка

1 мин

1. А                         4.  БСлайд

2. А                         5.  А

3. В                 

Творческая работа.

 

3 мин

Ребята рисуют рисунки по теме урока.

Защита кластеров (Спикер группы).

Рефлексия

2 мин

- Ребята,  подведём итог урока, что вы нового узнали на уроке?

Ответы детей.

- Горные породы с каждым годом всё больше и больше разрушаются, они буквально разваливаются на глыбы и от них остаётся песок и глина. Этот процесс идёт очень медленно, а точнее тысячелетиями, миллионами лет.

Оценивание.

1 мин

- Ребята, на партах лежат листы оценивания, пожалуйста, оцените работу свою и работу своих  одноклассников в группе.

На стикерах  напишите, что  на уроке  вам понравилось, что не понравилось,  что бы вы хотели ещё предложить  для  проведения последующих уроков.

 

Скачать полную версию   Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter