Открытый урок по русскому языку 5 класс: Виды предложений. Простые и сложные предложения

Автор: Алтухова Марина Ивановна, МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области», учитель русского языка и литературы

Цель: познакомить обучающихся с понятиями «простые и сложные предложения»; научить распознавать простые и сложные предложения, определять их основные признаки, строить простые и сложные предложения; развивать речь, фонематический  слух, память, внимание; воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи.

Самостоятельно конструировать сложные предложения.

Регулятивные:

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Доброе утро, ребята и уважаемые взрослые! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Желаю всем вам успешного дня, а вам, ребята, успешной работы на уроке и хороших оценок. Не расстраивайтесь, если сегодня у кого-то что-то не получится, помните слова героя сказки «Золушка»: «Я не волшебник, я еще только учусь». Не получится сегодня, обязательно получится завтра. Главное – верьте  в себя, и все у вас будет хорошо!

 

Давайте, друзья, улыбнемся  друг другу,

улыбки подарим гостям,

к уроку готовы?

Тогда за работу,  удачи желаю я вам!

 

II. Проверка выполнения домашнего задания.

III. Актуализация опорных знаний.

Лингвистический диктант. (Слайд 1)

Раздел лингвистики, изучающий звуки речи – фонетика.

Раздел лингвистики, изучающий постановку ударения и правила произношения – орфоэпия.

Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков буквами – графика.

Раздел лингвистики, который изучает лексическое значение слова – лексика.

Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов- орфография.    

Раздел лингвистики, изучающий нормы современного русского языка – культура речи.

Название какого раздела лингвистики мы можем добавить в наш лингвистический диктант? Синтаксис.

 

Проверка:

Фонетика, орфоэпия, графика, лексика, орфография, культура речи, синтаксис (Слайд 2)

Что обозначает последнее слово? (Синтаксис –

Назовите самую маленькую синтаксическую единицу.

Что же такое словосочетание?

 

Закрепление знаний о словосочетании

Ребята из другой школы, тоже пятиклассники, выполняя задание своего учителя, выписать из предложения Вчерашний  снегопад  засыпал  в лесу звериные  тропинки. (Слайд 3)все словосочетания,  выписали следующее:

вчерашний снегопад,  снегопад засыпал,  засыпал в лесу,  в лесу,  засыпал тропинки, звериные тропинки.

Внимательно изучите запись и ответьте на вопрос: Правильно ребята выполнили задание или что-то забыли? (грамматическая основа, слово с предлогом не могут быть словосочетанием)

Какие ещё слова не являются словосочетанием. (однородные члены предложения)

(Слайд 4) Запишите словосочетания в тетрадь, разберите их с подробным объяснением.

вчерашний снегопад,  засыпал в лесу, засыпал тропинки, звериные тропинки.

  

Упражнение  «Узнай слово» (Слайд 5)

  1. Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ
  2. Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ
  3. Окончание, как в слове НА ЗАРЕ
  4. Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ

Ответ: предложение.

В каком разделе русского языка изучается ПРЕДЛОЖЕНИЕ? (Синтаксис).

Грамматическая сказка (Слайд 6)

А сейчас послушайте сказку:

Жили-были Король и Королева. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола.

 

О ком говорится в сказке? (О подлежащем и сказуемом)

Что такое подлежащее и сказуемое?

 

Словарная работа (Слайд 7)

В тексте сказки вам встретились  незнакомые слова. Давайте познакомимся с их значением.

Камзол – старинная короткая мужская одежда, сшитая в талию, обычно без рукавов, впоследствии замененная жилетом.

Мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща.  Королевская мантия.

Упражнение в нахождении грамматической основы предложения

Найдите грамматическую основу в предложении и выпишите её в тетрадь, составьте схему предложения..
На землю падают крупные снежинки. (Слайды 8, 9 )

Падают снежинки

Подготовка к изучению темы урока (Слайды 10)

Прочитайте предложения.

Можно ли эту группу предложений назвать текстом? Почему?

Решите орфографические  задачи.

Распределите предложения на две группы.

Снег покрыл землю, и наступила настоящая з..ма. Долго б..ролась з..ма с ненас(?)ной осенью. Завывает в поле х..л..дный ветер, гуляет в..юга. Осень уступила.

Затруднение?  (Слайд 11). Почему такое задание вызвало у вас затруднение? ( Не хватает знаний)

 

Коллективная работа

Тогда давайте порассуждаем. Посчитайте количество грамматических основ в каждом  предложении. (Сайд 12)

Запись темы урока в тетрадь

Тема: Виды предложений по количеству грамматических основ: простые и сложные предложения. (Слайд  13)

 

Постановка учебных задач урока. (Слайд 13)

1) Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте  следующие опорные слова 1) познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...

4) Правильно, ребята. Мы познакомимся  с простыми и сложными предложениями; будем учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

 

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы работаем по теме «Синтаксис», то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем на своих уроках.

(Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка – опустить руки вниз.)

Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, суффикс, предложение, обращение, буква, подлежащее, существительное, точка.

 

Работа по теме урока.

Чтение теоретического  материала в учебнике, с. 129. (Слайд 14)

Беседа по вопросам (Слайд 15)

Какие предложения называются  простыми?

Какие предложения называются сложными?

Чем различаются бессоюзные и союзные сложные предложения.

Попробуйте по памяти перечислить  союзы и специальные слова, которые используются для связи частей сложного предложения.

 

Выполнение тренировочных упражнений:

1) Что объединяет записанные на экране предложения? ( Слайд 16)

Выпал снег.

Ребята радуются  зимнему снегу.

(Предложения простые)

 

2)Работа в парах: сложить из карточек предложения

Небо медленно заволокли тучи,

и снег повалил густыми хлопьями.

Утром снег перестал идти,

и земля оказалась вся под плотным белым покрывалом.

На улице трещит мороз,

а в доме жарко натоплена печь.

 

3)Проверка:

Какие предложения у вас получились? Прочитайте их.

Какие они по количеству грамматических основ в них.

 

 Небо медленно заволокли тучи,

и снег повалил густыми хлопьями.

Утром снег перестал идти,

и земля оказалась вся под плотным белым покрывалом.

На улице трещит мороз,

а в доме жарко натоплена печь.

 

Запишите одно из них под диктовку на доске и в тетради, подчеркните грамматические основы.

Небо медленно заволокли тучи, и снег повалил густыми хлопьями.

4) Составить по картинке простое предложение. Записать его в тетрадь. (Слайд  17)

1) Снег сверкает и искрится.

2) Реку тронул первый лед.

3) На ветках деревьев лежит пушистый снег.

4) Природа застыла в ожидании морозов.

5) Заснеженные деревья отражаются в воде.

 

Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке?

Что понравилось на уроке?

Какими новыми открытиями мы пополнили свою “копилку” знаний?

Какой темой были объединены все предложения на сегодняшнем уроке?

Ребята,  вы любите зиму? А за что?

Зима не только красивое и весёлое время года, но и суровое. Как вы думаете, почему? Кому приходится трудно зимой?

 

Домашнее задание: теоретический материал, с. 129, упр. № 287 (Слайд 18)

 

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

На столе лист бумаги с тремя полосками. Если вам понравился урок, вы довольны своим результатом, то раскрасьте первую полоску в красный цвет, если вы сомневаетесь в некоторых вопросах, то вторую полоску - в зелёный, если ничего не понятно, то последнюю полоску - в синий.

 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter