Конспект урока биологии в 6 классе: Дыхание у животных

Цели:

Дидактическая: изучить различные виды и системы дыхания животных. Выяснить значимость дыхания. Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний и самооценки.

Развивающая: продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.

Воспитывающая: создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения отстаивать собственное мнение, повысить экологическую грамотность.

Ход урока

I. Мобилизующее начало урока.

– Здравствуйте, ребята и гости нашего урока.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из важнейших свойств живой природы.

 Давайте вспомним об особенностях живой природы. (Учащиеся перечисляют основные свойства живой природы).

 Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.

  - Дышат люди, дышат звери,

     Дышат все, кто хочет жить.

     Кто под солнцем иль луною

     Может жизнью дорожить.

     Разберёмся, кто как может.

     Будем знать, а кто какой.

     Мы же дышим, дышим тоже,

Если дышишь – ты живой!

– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться.

Проведем эксперимент: задержите дыхание кто на сколько может. (Над доской висят часы с секундной стрелкой). Результаты запишите в тетрадь.

Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха не проживет и трех минут.

Вопрос классу: почему человек не может долго не дышать?

Ученик: потому, что в организме человека есть запасы питательных веществ и воды, запасов воздуха нет и поэтому он должен дышать постоянно.

- А для чего нужен воздух человеку и всем живым организмам?

Ученик: – Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.

Задание классу: попробуйте из имеющихся данных составить схему процесса, в котором участвует кислород (процесса окисления).

Данные: углекислый газ, питательные вещества, кислород, вода, энергия, =, +.

(питательные вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия).

– Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди?

Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по- разному.

Сегодня на уроке мы выясним, как дышат разные животные.

Запись выходных данных урока на доске: “Дыхание у животных”

II. Изучение нового материала. 
1. Актуализация форм деятельности

– Как мы будем работать на уроке?

К доске приглашаются 2 ученика. Одному дать яблоко красного цвета, а другому – жёлтого (инсценировка притчи “Два яблока – две идеи”).

– Маша, у тебя было яблоко красного цвета, а у тебя, Петя, жёлтого. Когда вы ими обменяетесь, у вас в руках побывают и красное, и жёлтое яблоки. Маша, а если у тебя есть какая-нибудь идея и у тебя, Петя, есть идея тоже и вы ими обменяетесь (поделитесь), то каждый из вас будет знать по две идеи.

– Ребята, я вам предлагаю поделиться на 5 микрогрупп, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.

Каждой микрогруппе раздаётся информационный лист и наглядное пособие (Рисунки 1–5), по которым учащиеся сами получают знания.

2. Групповая работа по информационным листам 1–5 с использованием наглядных пособий.

Первая микрогруппа получает информационный лист 1 и наглядное пособие (Рис. 1)

Информационный лист 1:

Тип дыхания: клеточное дыхание.

Организмы у которых клеточное дыхание: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Механизм дыхания:

Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.

Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.

Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Вторая микрогруппа работает с информационным листом 2 и наглядным пособием (Рисунок 2).

Информационный лист 2:

Тип дыхания: трахейное дыхание.

Организмы с трохейным дыханием: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)

Механизм дыхания:                                                                                                             Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Третья микрогруппа работает с информационным листом 3 и наглядным пособием (Рисунок 3).

Информационный лист 3:

Тип дыхания: жаберное дыхание.

Организмы с жаберным дыханием: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)

Механизм дыхания:

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.

Четвёртая микрогруппа получает информационный лист 4 и наглядное пособие (Рисунок 4).

Информационный лист 4:

Тип дыхания: лёгочное дыхание.

Организмы с легочным дыханием:  наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)

Механизм дыхания:

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

Пятая микрогруппа получает информационный лист 5 и наглядное пособие (Рисунок 5).

Информационный лист 5:

Тип дыхания: кожное кожное дыхание.

Организмы с кожным дыханием: земноводные (саламандры, лягушки …)

Механизм дыхания:

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.

Через 5–7 минут начинается защита групповой работы.

Ученик докладывает информацию, используя наглядное пособие. Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.

Таблица: Дыхание у животных

Тип дыхания     Органы дыхания    Организмы, имеющие этот тип дыхания

1. Клеточное дыхание.

__________________________________________________________________

2. Трахейное

дыхание.

__________________________________________________________________

3. Жаберное дыхание.

__________________________________________________________________

4. Легочное дыхание.

__________________________________________________________________

5. Кожное дыхание.

 

III. Физкультминутка:

расслабление мышц кистей рук;

упражнение на дыхание;

гимнастика для глаз.

IV. Закрепление изученного материала.

1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно (не более 1 мин.).

2. Выполнение тестового задания (карточки с заданием раздаются каждому ученику).

Тест по теме: “Дыхание животных”.

1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:

а) кожное;   б) трахейное;   в) клеточное.

2. Органы дыхания рыб:

а) лёгкие;   б) трахеи;   в) жабры.

3. Для майского жука характерно дыхание:

а) трахейное;   б) кожное;   в) легочное.

4. Большинство наземных животных дышит при помощи:

а) трахей;   б) жабр;   в) лёгких.

5. У лягушки в дыхании принимает участие:

а) кожа и лёгкие;   б) только кожа;   в) только лёгкие.

6. Лёгочное дыхание характерно:

а) для одноклеточных организмов;    б) для зверей;   в) для насекомых

* 7. Какие органы дыхания характерны для кита:

а) легкие;    б) трахеи;    в) жабры.

* 8. Трахеи - это:

а) ветвящиеся трубочки, пронизывающие все тело;    б) особые разветвленные выросты тела;    в) ячеистые мешки.

Правильные ответы: 1 – а;  2 – б;  3 – а;  4 – в;  5 – а;  6 – б;  7 – а;  8 – а.

Оценки:  № 1 – 6  за правильный ответ – 1 балл, № 8, 9 за правильный ответ – 2 балла.

 8 – 10 баллов – «5»; 6 -7 баллов – «4»;  4 – 5 баллов – «3»;  меньше 4 баллов – «2».

Дополнительная информация:

1. У представителей класса Паукообразные – пауков, органы дыхания представлены не только трахеями, но и лёгочными мешками, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия.

2.  Некоторые животные, например земноводные, имеют густые пучки жабр на поверхности тела. Такие жабры называются – наружными. Так обстоит дело у протея – слепого пещерного животного из западных областей Югославии, и аксолотлей (которые по общему облику похожи на тритонов) – их родина Мексика.

3.  Один из самых распространённых пороков человека – курение табака. Табачный дым содержит около 400 чрезвычайно вредных для организма веществ (никотин, синильная кислота, сажа, дёготь и др.) При курении эти вещества оседают на оболочках лёгочных пузырьков, вызывая мучительный кашель. Лёгкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, в результате чего снабжение организма кислородом уменьшается. Работоспособность и общее самочувствие резко ухудшаются. Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком лёгких и астмой.

4. Дышит кожей и человек: у него на долю кожного дыхания приходится около 1 – 2% от его общего объёма. Кислород воздуха проникает через поры кожи. Поэтому рекомендуется носить одежду из натуральных тканей, чтобы не затруднять этот процесс (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные ткани).

V. Итог урока.

– Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?

– Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных.

– А кто скажет, что же такое дыхание?

– Дыхание – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.

VI. Задание на дом:

 по учебнику: стр.68 – 73;

VII. Эмоционально окрашенный финал урока.

– Этот урок я хотел бы завершить словами известного поэта:

Нам в этом мире многое дано:

Расти, искать и ошибаться,

Но, главное, дано дышать,

Любить, найти и не сдаваться!

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Спасибо за представленный урок. очень интересное начало с двумя яблоками и обмен идеями, но хотелось чтобы в процессе групповой работы эти идеи сами находили отвечая на вопросы, в результате поиска информации.
Добавить комментарий
Mail.ru counter