Упражнения с фразеологизмами при изучении орфографии на уроках русского языка в 3-4 классах

Автор: Федотова Светлана Николаевна, МБОУ СОШ №49, Свердловская область, г. Нижний Тагил, учитель начальных классов            

 

На уроках русского языка в 3 классе учащиеся знакомятся с фразеологизмами.

Я собрала и систематизировала упражнения с фразеологизмами, которые я провожу при изучении орфографии. Такая работа не только поможет усвоить орфографическое правило или часть речи, но и расширить речевой кругозор детей, формировать культуру речи. Фразеологизмы необычайно эмоциональны и выразительны, вызывают интерес у детей и способствуют их эмоционально-ценностному, познавательному развитию.

Правописание парных согласных в корне слова

1. Записать фразеологизмы, вставить пропущенные буквы, устно  объяснить значение.

    Как сне… на голову, у…ки на маку…ке, во все лопа…ки, со всех но…,

зу… на зу… не попадает, медве… на ухо наступил, как горькая ре…ька,

вешать но…, язы… проглотить, не ударить в гря…ь лицом.

 

2. Закончить фразеологический оборот.

     Дрожит как осиновый … .               Вагон и маленькая … .

     Не в бровь, а в … .                            Запретный  … .

     Без задних … .                                     Играть первую … .

     Биться как рыба об … .                      Мартышкин … .

 

Правописание безударных гласных в корне слова

1. Записать фразеологизмы, вставить пропущенные буквы.

    В…дить за нос, т…нуть за …зык, с…деть сложа руки, покр…снеть до ушей, как рыба в в…де, льёт как из в…дра, д…ржать ухо востро, встать с левой н…ги, зав…рить кашу, в рубашке р…дился, л…теть стр…лой, делать из мухи сл…на.

 

2. Закончить фразеологический оборот.

     Как снег на … .                       Набрать в рот … .

     По горячим … .                        На все четыре … .

     Как в воду … .                          Хоть глаз … .

     Возносить до … .                      Много воды … .

     Намять … .                                Кто в лес, кто по … .

 

                 Правописание непроизносимых согласных

Записать фразеологизм, вставить пропущенную букву, устно объяснить значение.

  счас…ливо оставаться

  да здра…ствует

  в счас…ливый путь

  труса праз…новать

  несчас…ный случай

  служебная лес…ница.

 

   Правописание предлогов  и  приставок

Открыть скобки, записать фразеологизмы, устно объяснить их значение.

   (от)биться (от) рук                            (по)краснеть (до)ушей

   (за)рубить (на)носу                           (из)года (в)год

   (с)биться (с)ног                                    (со)рваться (с)языка

   медведь (на)ухо (на)ступил               идти (в)ногу

   (в)стать (с)левой ноги                        (за)говаривать зубы

 

    Правописание частицы не с глаголами

Вставить в устойчивое выражение глагол с частицей не, устно объяснить значение.

    Мухи не … , куры не … , молоко на губах не … , водой не … , комар носа не … , не … в грязь лицом, поди туда – не … куда, палец в рот не … , не … и глазом моргнуть.

    Слова для справок: клюют, клади, разлить, успел, обидит, обсохло, подточит, ударить, знаю.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: русский язык, 3 класс, 4 класс

Добавить комментарий
Mail.ru counter