Конспект урока: Наглядные формы представления информации. 5 класс

Конспект сопровождается презентацией.

Цели урока:

Образовательная

- подчеркнуть роль наглядных форм представления информации

- составить целостное представление об информатике как науке фундаментальной и практико-ориентированной;

- акцентировать внимание школьников на информационный взгляд на мир.

Воспитательная

- воспитание у учащихся эстетического отношения к своей творческой работе; рабочему месту.

- воспитание навыков  межличностного взаимодействия.

Развивающая

- формирование  элементарных навыков исследовательской работы (анализ, синтез, сопоставление, выявление причинно-следственных связей и т. д.). Создать условия для развития логического мышления.

- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала. 

Дидактические основания урока:

- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический с элементами проектной деятельности.

- тип урока: комбинированный;

- формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах.

Тип урока: освоение и закрепление нового материала.

Вид урока: урок теоретической и практическая проектная деятельность.

ТСО: мультипроектор

Основные понятия: форма представления информации, фотография, рисунок, рисунок-анимация, карта, схема, условные знаки, диаграмма.

Средства обучения: презентация урока, листы ватмана, фломастеры, картинки.

Преподавание ведется по УМК:

1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005

2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005

 

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Вы на прошлых уроках рассмотрели роль текстовой и табличной форм представления информации. Как вы думаете, о какой форме представления информации сегодня пойдет речь?

Правильно! Тема нашего урока представлена на слайде.

Слайд 2

Учитель: Какую же цель будет преследовать наш урок?

Учитель: Молодцы, действительно, мы сегодня попробуем не только рассмотреть роль наглядной формы представления информации, но и доказать, что она играет большое значение в жизни общества. Мы знаем, что больше всего информации человек получает при помощи глаз. Согласно пословице человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно – с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм.

Смысл рисунка понимают даже очень маленькие дети.  И дети, и взрослые любят иллюстрированные книги, потому что рисунки позволяют очень быстро понять, о чем идет речь.

Так, чтобы понять, о чем написано в выделенном ниже фрагмента текста, вам потребуется приблизительно полминуты, чтобы воспринять смысл рисунка, будет достаточно секунды.

Вы можете возразить, что прочитав текст, человек может получить также не меньше, а то и больше информации. Но любой ли человек может это сделать? Маленький ребенок, не умеющий читать не получит информации вообще, а картинку, рисунок поймет очень хорошо.

Учитель:  Рисунок (картинка) – очень популярная и доступная форма представления информации. Вы видите на экране множество забавных картинок. Я предлагаю каждому из вас выбрать какую-то картинку и рассказать нам, какую информацию вы получили из нее.

(Ответы учащихся)
Слайд 3

Учитель: Фотографии – очень популярная, реалистичная, наглядная форма представления информации. Никакое описание не сравнится с фотографией. Дома у вас наверняка есть много фотографий, с помощью которых вы получаете много информации о своих родственниках, о себе, фотографии также хранят множество наших впечатлений о путешествиях, праздниках и других значительных событиях нашей жизни. Рассмотрите, пожалуйста, представленные фотографии, расскажите, какую информацию вы получили с их помощью.

Слайд 4

Из схем мы также можем получить большое количество информации. Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.

Они помогают нам разобраться с новыми устройствами, а также помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на эти схемы, вы часто используете их на уроках русского языка. Поясните когда используются эти схемы, что они означают, приведите, пожалуйста, примеры.

Слайд 5

Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать.

Слайд 6

Диаграммы помогают нам наглядно представить числовую информацию, особенно когда необходимо ее проанализировать. На слайде вы видите разные виды диаграмм, на которых представлена информация об успеваемости некоторого 5-го класса. Скажите, можно ли быстро ответить на вопрос, кого в классе больше по результатам годовых оценок – отличников, хорошистов или троечников? Какую диаграмму вы для этого использовали? А как в течение года изменялась картина успеваемости класса? В этом нам помогли столбчатая диаграмма и график.

Слайд 7

Длина столбика в данном случае зависит от количества учеников. За единицу измерения можно принять 1 см.

Сегодня мы попробуем с вами создать проект используя наглядные формы представления информации.

Ребята, как вы считаете, вам нужен парк около вашей школы? А давайте и назовем наш проект Парк.

Слайд 8

Мы разобьемся на 4 минигруппы.

1 группа – проведет анкетирование в нашей аудитории, выяснить все за и против парка и представит свой результат в виде диаграммы.

2 группа – создаст карту парка.

3 группа – сделать эскиз парка.

4 группа – организаторы - будут готовиться к защите проекта.

Слайд 9

И пусть вашим девизом сегодня станут слова:

Сделал – свершение,

Не могу – отступление.

Могу – это твоя сила.

Итак, за работу!

Слайд 10 

А сейчас мы посмотрим, как же вы смогли  использовать наглядную форму представления информации, чтобы донести до других людей некоторую информацию?

Идет защита проекта. Учащиеся под руководством 1 группы проводят презентацию своих проектов.

Дети рисуют, а затем с удовольствием отгадывают и поясняют значение фразеологизмов.

Итак, мы с вами сегодня познакомились с различными наглядными формами представления информации. Перечислите их, пожалуйста. (Фотография, рисунок, карта, схема, знаки, диаграммы).

Слайд 11

Домашнее задание: параграф 1.11,

У каждого из вас на парте  на листочках лежат фразеологизмы. Вы, вооружившись фантазией и цветными карандашами или фломастерами, должны представить фразеологизм в виде рисунка. На следующем уроке вы их представите перед классом, а ребята, получив информацию из рисунка, попробуют отгадать, какой это фразеологизм и объяснить его значение.

Фразеологизмы:

1. Обвести вокруг пальца.

2. Молоть языком.

3. Знать назубок.

4. На воре шапка горит.

5. Дело в шляпе.

6. Ставить палки в колеса.

7. Сесть в калошу.

8. Зарубить на носу.

Размер:
3.16 Mb
Скачали:
204