Экологический праздник в детском саду по мотивам сказки «Репка»

Автор: Бороменская Надежда Валентиновна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад «Солнышко», с. Мачеха, Волгоградской области

 

Экологический праздник по мотивам одноименной русской народной сказки для детей старшей и подготовительной групп детского сада

Описание работы: предлагаю вниманию работников детских садов (воспитателей, музыкальных руководителей) сценарий тематического праздника для детей старшей и подготовительной групп. Этот праздник направлен на развитие у детей бережного отношения к природе, расширение у них знаний о природе, ее свойствах; а также продолжит знакомство детей с народным творчеством (сказки «Репка», пословицы)

Цели:

- продолжать знакомить детей с огородными растениями и их значением для человека;

- расширять знания о цветах;

- приобщать детей к народному творчеству.

Задачи:

- развивать экологическую культуру детей;  учить распознавать факторы отрицательного воздействия на природу, на жизнь растений;

-  развивать отзывчивость, сочувствие ко всему живому.

Ход праздника:

В записи звучит тема весны (капель, голоса птиц, журчание ручейка)

Вед. – Доброе утро! Птицы запели! Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам, солнце взошло и идет по делам.

Появляется солнце

Вед. – Солнышко нам улыбается! Давайте и мы улыбнемся ему в ответ и

поздороваемся с ним.

Здравствуй, Солнышко! У тебя много дел утром: надо всех разбудить – облака и птиц, рыб и зверей, деревья и цветы и, конечно, людей – больших и маленьких.

Как вы думаете, кого первым разбудило Солнышко?

Выбегает Петушок

- Ку-ка-ре-ку! Взгляните, как стало красиво вокруг! Уже зеленеют деревья и луг. Пришла к нам веселая гостья – Весна, и все пробудилось от зимнего сна.

Хоровод «Веснянка» (девочки и весна)

Девочки уходят, Весна остается

Весна: - Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Вам свое несу тепло, чтобы все кругом цвело,

Чтоб листочки распускались, птички песней заливались.

Ярче вы, лучи, сияйте, и земельку согревайте,

Зеленейте, стебельки, расцветайте все цветки.

Из-за моря вереницей поскорей вернитесь птицы

(фонограмма голосов птиц)

Дидактическая игра «Угадай, чей голосок» (звучат голоса разных птиц, дети угадывают)

Весна: - Назовите, голоса каких птиц вы слышали

Как назвать этих птиц одним словом? (перелетные)

Весна: - Ребята, а давайте вспомним приметы весны.

- длинные сосульки – к долгой весне;

- май теплом веет – стариков греет;

- апрель с водою – май с травою.

Весна: - Наши предки с нетерпением ждали весны, чтобы начать весенние

полевые работы: пахать, сеять, сажать. А как работали дружно, всей семьей, и в песнях поется, и в сказках рассказывается. Одну такую русскую народную сказку я как раз и знаю

(садится, в этот момент входит Сказочница под музыку)

Сказочница: - Сказка тихо входит в дом, двери открывает

И в светелку к себе тихо приглашает.

Занавес поднимается, сказка начинается!

Возле двух дорог, у перекрестка, стояла белая березка. Раскинула зеленые ветки березка над маленькой хаткой, а возле хатки большой огород. Росли на этом огороде овощи. А какие это были овощи – отгадайте.

Загадки:

  1.                        Расту в земле на грядке я! Красная, длинная, сладкая!
  2.                        Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
  3.                        Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а ….
  4.                        Наши поросятки выросли на грядке, к солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки!
  5.                        Он и круглый, и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней …
  6.                        Хоть я и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла. Кругла, красна, сладка на вкус. Узнали вы? Я …

Сказочница: - А в хатке жил дедка со своею старенькой бабкой.

Дед с бабкой сидят перед избушкой, дед тешет колышки для огорода, бабка вяжет

Дед: - На пенечке я сижу, мелки колышки тешу, огород горожу, репу-репоньку сажу.

Бабка: - Я – бабушка Арина, я в лугу ходила, коровушку доила. Животных я люблю, поэтому их сытно кормлю. А еще мне помогают по хозяйству внучка Алёнка, собачка Жучка и кот Мурлышка.

Внучка: - Я девочка Алёнка, пою я песни звонко: ля-ля-ля.. Цветочки собираю, на солнышко смотрю, и если надо – бабушке всегда я помогу!

Садится рядом

Выбегает Жучка

Жучка: - Тяф-тяф-тяф. Я – собачка Жучка. Люблю я тепленький блинок, люблю румяный пирожок, два яйца всмяточку, да курину лапочку!

Убегает

Входит кот

Кот: - Я – кот Мурлышка, над мышами я владыка. У меня, у кота, есть своя забота: ушки мою я с утра, чистым быть охота. Вот так, вот так (показывает) чистым быть охота!

Убегает

Сказочница: - А в доме под печкой жила маленькая серая мышка.

Выходит мышка

Мышка: - В подполье, в каморке, живу я в норке. У меня маленький рост, длинный серый хвост, серая шубка, острые зубки.

Сказочница: - Сказала раз дедке старая бабка…

Бабка: - Нужна нам, дед, репка, а для репки – грядка!

Сказочница: - Взял дед лопатку, стал ладить грядку. По душе обоим труд! Дед песню запевает, Бабка помогает – ладят грядку и поют.

сеют семена

Сказочница: - Ребята, а что нужно для того, чтобы выросла репка большая, сочная, сладкая? (Почва (питание)  -   вода   -   тепло   -    свет)

Звучит металлофон

Сказочница (услышав звук капель): - А вот и дождик начался. Слышите, ребята?

Танец капелек (в конце танца выходит репка)

Стихи капелек:

Мы все поем и скачем,

Мы практически не плачем,

Потому что, как слезинки,

Сами капельки-дождинки.

Мы по лужицам бежим,

Веселимся и кричим:

«Всегда и везде добрая слава волшебной воде!»

Мы на помощь поспешим,

Вдруг она нужна другим.

Всем известно с давних лет,

Без воды всем жизни нет!

Сказочница: - Дождик репку поливает, поливает крепко. Солнце грядку согревает, подрастает репка! Листья влажные, зеленые, украшают огород. Репка напоенная песенку поет!

Репка напевает

Сказочница: - Дождик больше не идет – вот беда! Вот беда! Без дождя и огород сохнет как всегда! Нужно грядку поливать, нужно репке пить давать!

Дедка репку поливает, Бабка деду помогает, носит воду внучка, и собачка Жучка. А за ней ведро несет бабкин кот-Мурлышка, от кота не отстает и норушка–Мышка!

Бегают друг за другом к колодцу. Устали, вытирают пот, останавливаются

Вопросы

Бабка: - ребята, скажите:

- сколько всего ведер?

- у кого ведро самое большое?

- у кого ведро самое маленькое? (спрятать ведра за спину)

- какого цвета ведро у кота? У Бабки? У Мышки?

Сказочница: - Кто скоро помог, тот дважды помог!

Танец Репейника (в виде репейника выбегают дети, пляшут, оставляют колючки)

Бабка: - Ой, ой! Смотри! Нашу репку сорняки окружили! Помогите избавиться от сорняков! Пробует поднять, - колется. Ой! Они не простые, а волшебные! Чтобы прогнать сорняки, нужно правильно ответить на вопросы. Вы нам поможете, ребята?

Вопросы:

- как называют сорные растения? (сорняки, вредители)

- как вы считаете, почему они так называются?

- кто может рассказать, как репейник перебирается с одного места на другое?

- какие растения-вредители растут у нас на огородах? (осот, пырей, сурепка, василек)

- какое из этих растений является кормом для животных?

- как люди борются с сорняками?

- а вы помогаете пропалывать сорняки?

После правильного ответе на вопрос убегает один сорняк

Дед: - Но большой вред огородам наносят не только растения-вредители, но и вредители-насекомые, дикие животные (уходят)

Сказочница: - В огороде жили-были крот и кротиха.

Выходят кроты

Крот 1: - Эй, ребята, мы кроты! Мы-то знаем, мы круты!

В шубах мы богатых ходим, дружбу лишь с крутыми водим.

Крот 2: - В небе бабочки летают, рыбы без толку ныряют.

То ли дело мы, кроты – важным делом заняты.

Крот 1: - Пусть смеются все над нами – мол, считаем всеми днями.

Поглядим зато потом, кто останется с добром.

Крот 2: - Здесь с тобой согласна я, да и все наши друзья.

Делом нам пора заняться, время вышло развлекаться.

Крот 1: - Ну-ка, ребята, попробуйте решить наши задачи!

Крот 2: - Если не сможете правильно решить задачи, утащу вас к себе в нору!

Задачи:

  1.                        Под кустом у реки жили майские жуки: дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?
  2.                        Пошла курочка гулять, собрала своих цыплят. Шесть бежали впереди, три остались позади. Беспокоится их мать, и не может сосчитать! Посчитайте-ка, ребята, сколько было всех цыпляток?
  3.                        Привела гусыня-мать шесть детей на луг гулять. Все гусята как клубочки. Три сынка, а сколько дочек?
  4.                        Пять ворон на крышу сели, две еще к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело – сколько всех их прилетело?

Крот 2: - Ты смотри! Они все задачи решили, не сможем мы теперь утащить их к себе в нору, слишком они умные! Замечает репку. А это что такое?

Крот 1: - Ого! Да это репка!

Крот 2: - Надо репку погубить!

Крот 1: - Мы с кротихой будем рыть под землею ход. К самой репке подползем, корни ей перегрызем! Репка и завянет, и расти не станет!

Сказочница:  - Взялись недруги за дело, и работа закипела!

Только дело, скажем смело, - это дело – злое дело!

Вот под грядкой быстро, ловко, к репке страшный ход прорыт.

А ботва над репкой сохнет, и тоскует по воде. Репка бедная то охнет, то заплачет на гряде.

Плач репки

Крот 1:- Как идут дела?

Крот 2: - Прекрасно! Мы старались не напрасно – видишь, репка умерла!

Раздается лай Жучки, Крот с Кротихой убегают

Сказочница: - Прибежала к грядке Жучка. Шмыг – туда, и шмыг – сюда.

Жучка: - где же Дедка? Бабка? Внучка? Гав-гав-гав! У нас беда! Кто же грядочку польет, репку бедную спасет? У меня ж своих забот полон рот!

Жучка убегает

Сказочница: - В огород приходит дед… сколько бед! А внучки нет!

Дед: - Куда же внучка подевалась? Может, на речку за водой пошла? Пойду, поищу.

Уходит

Под музыку выбегают цветы, танцуют, останавливаются

В конце танца выходит внучка. Когда танец закончился, подходит к каждому цветку и расспрашивает их.

Стихи цветов

Василек.

- Я – полевой цветок, называюсь Василек.

Василек цветет все лето ярким цветом, синим цветом.

Знает каждый из ребят: он реки и неба брат.

Кроме этого я – лекарственное растение,

Улучшаю рост волос и укрепляю зрение.

Ромашка.

- Я – ромашка полевая, про меня все дети знают.

Растем всегда на воле, красивее нас нет,

Любуйтесь нами в поле, и рвите нас в букет.

Хоть на вид ромашки и простоваты, пользы приносят они многовато!

Если горлышко вдруг заболит или зуб, ромашки-милашки на помощь придут.

Тюльпан.

- Я – тюльпан! Мое время – весна! Тогда пробуждаюсь я ото сна.

Вспыхнет алый костер или желтый ковер, знайте все – то тюльпаны цветут!

Ландыш.

- Я – ландыш, белый фонарик на зеленой ножке.

Меня весною можно встретить на лесной дорожке.

Я – цветок лекарственный, я цветочек непростой,

Помогу при насморке и при боли головной!

Клевер:

- Я – клевер знатный, сочный, нежный, ароматный!

Пчелы ведь ко мне недаром прилетают за нектаром.

А еще скажу я, что лечить могу я!

У меня лекарственные не только цветочки, но и корешочки.

Я с микробами борюсь успешно, и при кашле помогу, конечно.

Внучка: - Спасибо, цветочки, что рассказали о себе. Я теперь знаю, что цветы бывают не только красивые, но и полезные. До свидания, цветочки! Пора мне домой, я водичку для репки несу.

Напевая «ля-ля-ля», уходит

Появляются опять дед с Жучкой

Дед: - Где же внучка? Где же внучка? Отвечай скорее, Жучка!

Сказочница: - Жучка хвостиком юлит, ничего не говорит. Дед увидел: по тропинке, из леска на огород, внучка в розовой косынке ведра полные несет. Дед кричит:

Дед: - Ты где была? Где водицу ты нашла?

Сказочница: - Отвечает громко Аленка:

Аленка: - за селом и дальше даже! Я прошла горынь-гору, и нашла я поутру ручеек! Я пошла по ручейку, и нала в густом лесу родничок! Давайте репку поливать.

Сказочница: - Все, что жаркою порой сохнет, увядает, - от воды его живой снова расцветает!

Поливают репку

Сказочница: - Рады, рады дед и бабка, поливают с внучкой грядку чистою водой! Зеленеет вновь ботва, соком наливается! А над репкой Дед стоит и с улыбкой говорит:

Дед: - Ай да репка на гряде! Золотая, наливная, и большая-пребольшая – не найти такой нигде!

Сказочница: - Тянет, тянет репку Дедка, – не дается дедке репка! Бабку дедушка зовет – репка снова не идет! Бабка кличет Аленку-внучку, подзывает внучка Жучку, Жучка  - котика Мурлышку, котик – серенькую Мышку. Тянут-тянут понемногу – силы не хватает! Дед кряхтит и на подмогу песню вызывает:

Поют:  тянут-потянут - вытянуть не могут (несколько раз)

Вытянули репку!

Сказочница: - Пляшут Дедка, Бабка, внучка, вместе с ними пляшет Жучка.

Пляшет котенька-Мурлышка, в бубен бьет норушка-Мышка!

Репка сварится к обеду, всем ее поесть дадут.

Труд всегда несет победу тем, кто любит дружный труд!

Пословицы о дружбе и труде (любые на выбор)

Сказочница:  - У дорог на перекрестке песня льется широко…

Слушать песенку березке и приятно, и легко!

Песня о родине (любая, соответствующая возрасту детей)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РОЛЕЙ

Все герои уходят

Сказочница: - Чтобы сказки не обидеть, надо их почаще видеть,

Их читать и рисовать, их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться, а научат веселиться…

Быть добрее и скромнее, терпеливей и мудрее!

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter