Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс. Неменский

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка

- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года

- Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Изобразительное искусство» для V класса разработана на основе авторской программы авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс. – М.: Просвещение, 2009» и полностью соответствует и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.

Рабочая программа по изобразительному искусству для V класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода. В представленной рабочей программе тематика содержания для V класса используется без изменений по авторской программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» для 6 класса.

Авторами ставится задача духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.

 

Задачи преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством;

- формировать художественную компетентность зрителя;

- развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;

- формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры.

 

Формы проведения уроков:

Основной формой проведения занятий является урок: урок-творчество, урок-беседа, урок-путешествие. Данная рабочая программа, основанная на авторской программе Неменского Б.М., также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой.

Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов;  художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек. 

Для реализации программного содержания используются:

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.

Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.

Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2008.

Требования к уровню подготовки обучающихся V классов: 

Учащиеся должны знать:

- Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множествен­ность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выпол­нении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Евро­пы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искус­ства (народного, классического, современного) связь конструктив­ных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные компо­зиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предмет­ной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполь­зования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процес­се создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (макра­ме, батик, роспись и т. п.)

Календарно - тематическое планирование для V класса

по изобразительному искусству

 

№ п/п

Дата урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Домашнее задание

 

 

1 четверть.

Древние корни народного искусства

 

 

1

 

Древние образы в народном искусстве.

Символика цвета и формы

1

 

2-3

 

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня»

2

 

4-5

 

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце

2

 

6-7

 

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «В русской избе»

2

 

8

 

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.

1

 

 

 

2 четверть.

Связь времен в народном искусстве

 

 

9

 

Древние образы в современных народных игрушках.

1

 

10

 

Единство формы и декора в народных игрушках

1

 

11

 

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

1

 

12

 

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

 

13

 

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1

 

14

 

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

1

 

15

 

Искусство Полхово-Майдана. Истоки и современное развитие промысла.

1

 

16

 

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

 

 

 

3 четверть.

Декор, человек, общество, время                                 

 

 

17

 

Одежда говорит  о человеке

1

 

18

 

Декор и положение человека в обществе

1

 

19-20

 

Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма.

2

 

21

 

Кукла – берегиня в русском народном костюме.

1

 

22-23

 

Русский костюм и современная мода

2

 

24

 

Праздничные народные гулянья, обряды

1

 

25

 

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

 

 

 

4 четверть.

Декоративное искусство в современном мире

 

 

26

 

Современное выставочное искусство.

1

 

27

 

Декоративное искусство Древнего Египта.

Украшения в жизни древних обществ.

1

 

28-29

 

Декоративное искусство Древней Греции.

Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика

2

 

30

 

Декоративное искусство Западной Европы 17 века.

1

 

31

 

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

Костюм эпохи Средневековья и Возрождения

1

 

32

 

О чем рассказывают гербы.

1

 

33

 

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

1

 

34

 

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.

1

 

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Добавить комментарий
Mail.ru counter