Урок внеклассного чтения в 5 классе: Смех – дело серьёзное (по рассказам Михаила Зощенко о Лёле и Миньке)

Автор:  Баклан Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 28», г. Нижнекамск, р. Татарстан

 

Цель: обсудить с детьми рассказы о лжи и жадности, поговорить о том, почему М. Зощенко вспоминает именно такие случаи из детства, когда его наказывают за какие-либо провинности; попросить детей вспомнить случаи из своей жизни, которые надолго остались в памяти. Воспитывать нравственные качества.

Эпиграф к уроку:

Надо любить и жалеть людей, надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становиться прекрасно на душе. Добрые люди живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем. М. Зощенко

I. Слово учителя

Сегодня, ребята, мы будем обсуждать с вами прочитанные рассказы о Лёле и Миньке и постараемся понять, почему Михаил Зощенко написал книгу о своём далёком детстве.

Давным-давно жили-были в городе Петербурге брат и сестра…

После этой фразы так и просится рассказ о чудесах, которые приключились с детьми, и хоть в городе Петербурге в самом деле происходили иногда странные события, эти ребята выросли безо всякого волшебства. Впрочем, если придерживаться фактов, одно чудо всё-таки произошло: из маленького и не очень примерного Миньки вырос удивительный писатель Михаил Михайлович Зощенко.

И очень здорово, что кроме своих прекрасных и многочисленных рассказов для взрослых Михаил Михайлович написал и эту книжку для детей.

«Лёля и Минька» - книжка особенная.

Вообще-то о своём детстве рассказывали многие замечательные писатели, но чаще всего у них получалось, будто очень умный взрослый вспоминает то, что было много лет назад, и очень по-взрослому судит о себе маленьком. В рассказах Зощенко всё совершенно не так. Кажется, они и не расставались никогда – знаменитый писатель Зощенко и маленький гимназистик Минька. Зощенко-малыш и Зощенко- взрослый ведут рассказ, не мешая друг другу. У писателя нет ни капли обидной снисходительности к малышу, потому что точно знает он: быть настоящим человеком в пять лет ничуть не проще, чем в пятьдесят. И как знать, может быть, именно это уважение к собственному детству помогло Михаилу Зощенко в его совсем не простой и очень невесёлой иногда жизни оставаться человеком по самому большому счёту.

Давайте же мы с вами попробуем понять, чему учит нас Михаил Зощенко.

II. Обсуждение прочитанных рассказов

1. Вспомните рассказ «Не надо врать»

1) За что Минька получил «кол»?

2) Если бы Лёля не подсказала Миньке, как можно обмануть отца, он пошёл бы на обман?

3) Объясните слова папы «Люди, которые идут на обман и враньё – смешны и комичны». В какую ситуацию попадает Минька из-за обмана?

4) Почему папа обрадовался и подарил Миньке фотоаппарат, когда тот сказал правду о своём третьем дневнике?

5) А почему папа отругал Лёлю, узнав, что она получила двойку по физике?

6) А как бы вы поступили, ребята, на месте Миньки? Вы попадали в подобную ситуацию?

7) Какие же самые важные слова в этом рассказе? (Не надо врать, потому что рано или поздно враньё всегда обнаружится).

8) Какое слово дал себе сам Минька? (говорить всегда правду)

И действительно, ребята, не нужно обманывать, как бы ни было трудно, какой бы горькой ни была правда, зато на сердце будет всегда спокойно.

2. А теперь давайте вспомним рассказ «Ёлка»

1) Что натворили Лёля и Минька на ёлке?

2) Имели ли они право брать чужие подарки?

3) Почему все гости ушли расстроенные по домам?

4) Почему мама защищала перед гостями Миньку, а папа отругал детей?

5) Что сказал детям папа? Прав ли он? (Я не хочу, чтобы вы дрались, ссорились и выгоняли гостей. Вам будет трудно жить на свете, и вы умрёте в одиночестве).

6) Почему Минька на всю жизнь запомнил эту ёлку? (Он понял, что поступил неправильно, и никогда больше не брал чужого и не ударил того, кто слабее его).

7) Так о чём же этот рассказ? (О том, как не хорошо жадничать и обижать людей).

3. А о чём, ребята, рассказ «Бабушкин подарок»? Какие важные слова вы запомнили? «Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет…который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться».

4. А теперь поговорим о рассказе «Через тридцать лет»

1) Почему Лёля проглотила шарик?

2) Почему через тридцать лет Михаил Зощенко вспомнил об этом случае?

3) Какова главная мысль этого рассказа?

4) Задумайтесь, всегда ли вы относитесь к людям по-доброму. Что значит быть добрым, доброжелательным?

Обратите внимание на эпиграф, прочитайте его ещё раз. А какие добрые дела вы совершаете каждый день?

III. Подведём итог нашей беседы.

1) Как вам кажется, почему взрослый Зощенко написал эти рассказы, ведь в них он признаётся в не очень хороших поступках?

2) Какие «золотые слова» из рассказов Михаила Зощенко вы запомнили?

- На надо врать

- Нужно всегда говорить правду

- Нельзя ссориться и драться

- Нужно быть гостеприимным

- Нельзя брать чужого

- Нельзя обижать слабого

- Нельзя жадничать, нужно уметь делиться

- Нужно относиться к людям по-доброму

- Нельзя хвастаться

IV. Домашнее задание

Вспомните и запишите в тетрадях все самые важные «золотые слова» из рассказов М. Зощенко, и пусть они останутся в вашей памяти и сердце на всю жизнь

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: внеклассное чтение, 5 класс

Добавить комментарий
Mail.ru counter