Конспект урока информатики в 6 классе: История развития вычислительной техники. Поколения компьютера

Автор: Павлова Елена Викторовна, СШ №2 им. А.М. Горького, р. Казахстан, Акмолинская область, г. Степногорск, учитель информатики.

 

Цель урока: знакомство учащихся с историей развития ВТ, а так же с поколениями компьютеров.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей развития вычислительной техники, поколениями компьютеров.

2. Развитие навыков групповой работы.

3. Воспитание бережного отношения к компьютерной технике.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Актуализация знаний

- Какие устройства для вычислений вам известны?

- Кого раньше называли компьютерами?

- Как назывался первый электронный компьютер?

На два последних вопроса ученики не знают ответа. Выводится тема урока «Поколения компьютера».

IV. Изучение нового материала

- Как вы думаете, что появилось раньше - компьютер или слово, обозначающее это устройство?

Изначально компьютером называли людей, которые проводили вычисления. И лишь после появления настоящего компьютера это слово стало ассоциироваться только с устройством, а не с человеком.

  • Пока не был создан компьютер, древние люди искали способы облегчения расчетов. Появлялись такие учетные устройства, как абак, счеты, соробан (демонстрация иллюстраций и объяснение принципов счета).Фактически при использовании счетов или абака человек считал сам. Отнести абак и счеты к вычислительной технике нельзя.
  • В 1822 году конструктор Чарльз Томас создал первый механический калькулятор - арифмометр.
  • В 1833 году английский математик Чарльз Бэббидж начал создание аналитической машины. Ее считают прообразом современных компьютеров.
  • Машина должна состоять из пяти устройств: арифметического устройства, запоми­нающего устройства, устройства управления, устройств ввода и вывода. Структура аналитической машины до сих пор используется как основа современных компью­теров.
  • Программу для аналитической машины написала Ада Лавлейс.
  • В 1890 году для ускорения обработки результатов переписи населения американец Герман Холлерит создал табулятор. В 1924 году на базе предприятия, производив­шего электромеханические машины Холлерита, была создана фирма IBM.
  • В 1937 году заработала машина Z1 — дипломный проект немецкого студента Конрада Цузе. Создана она была полностью на механической основе, работала по программе. Z1 обрабатывала 22-значные, двоичные числа.

Работа в группах.

Ученики делятся на пять групп - по количеству поколений компьютера (существующих и будущих). В каждой группе находится по ученику, подготовившему рассказ о компьютерах одного из поколений. Дополнительно ученики в сети Интернет проводят поиск и отбор информации о своем поколении компьютера. По мере изучения материала каждая группа заполняет таблицу (по своему поколению).

Поколение

(год)

Основа ЭВМ

Размеры ЭВМ

Скорость работы

Возможность программирования

Применение

 

 

 

 

 

 

Если ученики владеют навыками работы с электронными документами, то заполнение таблицы проводится в компьютерной программе. В противном случае ученики запол­няют бумажный вариант.

Афиширование (по одному представителю от группы).

V Закрепление изученного материала

Учащиеся продолжают исследовательскую работу. Для закрепления используются зада­ния из раздела учебника «Практическая работа за компьютером».

Уровень А. Найдите в сети Интернет, а затем заполните таблицу в тетради.

Изобретение, устройство

Дата

Кем и где создано

  1.   

Счёты

 

 

  1.   

Линейка для навигационных расчётов

 

 

  1.     

Механическая счётная машина-арифмометр

 

 

  1.   

Вычислительный автомат

 

 

  1.     

Аналитическая машина

 

 

  1.  

Счётно-перфорационная машина

 

 

Уровень В. Выполните задание уровня А. Дополните таблицу

Изобретение, устройство

Дата

Кем и где создано

  1.  

Вычислительная машина «Марк – 1»

 

 

Электронный компьютер

 

 

ЭВМ

 

 

  1.  

EDSAC

 

 

  1.  

МЭСМ

 

 

БЭСМ

 

 

VI.  Подведение итогов

Ученики демонстрируют свои программные продукты, делается краткий обзор поколе­ний компьютера.

Учитель оценивает домашнюю работу (индивидуальное задание), работу в группах, выполнение практических заданий за компьютером (оценок может быть три).

VII. Домашнее задание

Изучить текст §6, ответить на контрольные вопросы и выполнить задания. Задание 12 (Опишите, каким будет компьютер V поколения.) предполагает возможность творческого решения - создание рисунка, написание эссе и т.п

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter