Конспект урока биологии 8 класс коррекции 8 вида: Речные рыбы (окунь, щука)

Автор: Ковалева Лариса Станиславовна, ГБОУ СК школа-интернат станицы Шкуринской Краснодарского края, учитель биологии.

 

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями речной рыбы на примере окуня и щуки.

Задачи:

Образовательные:формировать знания учащихся об особенностях  внешнего строения речной рыбы, образа их жизни; учить отличать речного окуня и щуку от других рыб;

Коррекционные:развивать умение работать в малых группах, внимание, умение наблюдать и сравнивать, связную устную речь;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:  учебник, тетрадь, карточки, мультимедийная презентация.

 

Ход урока

1. Оргмомент. 

2. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадку:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)
- В какой среде обитают рыбы? (В воде, речке, озере, море)

- Из каких частей состоит тело рыбы? (Голова,туловище, хвост)
- С помощью чего рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и плавательного пузыря)
- Чем снаружи покрыто тело рыбы(Чешуей)

3. Проверка  знаний с использованием разноуровневых заданий.

А) Индивидуальный опрос (для учащихся 1, 2 группы)

- На доске перепутаны таблички с названиями внутренних органов.Исправь ошибки.

- Написать стадии развития рыбы.

Б) Фронтальный опрос (для учащихся 3, 4 группы)

- Где происходит размножение рыб?

- Как называются органы размножения рыб?

- Что собой представляет икринка?

- Чем личинка отличается от малька?

4. Изучение нового материала.

А) Рассказ учителя с демонстрацией презентации, беседа с учащимися.

- Всех рыб можно условно разделить на две группы: пресноводные или речные рыбы и морские рыбы.  (Слайд 2)
- Как вы думаете, почему рыбы называются пресноводными? (Они живут в пресной воде)

- Каких речных рыб вы знаете? (Сом, карась, ерш, сазан) (Слайд 3, 4)
- Сегодня на уроке мы будем изучать пресноводную рыбу, а именно речную рыбу на примере окуня и щуки.  Мы  узнаем, как они питаются, будем их сравнивать и находить отличительные особенности. (Слайд 5)

- Люди издавна селились вблизи воды, так как без нее нет жизни. Если посмотреть на карту России, то мы увидим, что  города и другие сельские поселения расположены вблизи рек.

- По территории района протекают 8 рек: Ея, Куго-Ея, Кавалерка, Мокрая Чубурка, Средняя Чубурка, Чубурка, Россошь, Эльбузд.Ея – самая длинная из степных рек, вторая по длине река Краснодарского края. В этих реках обитает много видов пресноводной  рыбы.

- Речные рыбы – эторыбы, вся жизнь которых проходит в пресных водоёмах: реках, озёрах, ручьях. (Слайд 6)

- Сегодня мы будем добывать знания, работая в группах. Прежде чем вы получите задание, давайте хорошо рассмотрим окуня и щуку.   (Слайд 7- 10)

- Почему речного окуня и щуку относят к рыбам?- Какие части теларазличают  у  речного окуня и щуки?

Б) Работа в малых группах. (Слайд 11)

Задание 1 группе: Прочитать в тексте учебника о речном окуне, ответить на вопросы и заполнить таблицу. (Приложение 1)

Задание 2 группе: Прочитать в тексте учебника о щуке, ответить на вопросы и заполнить таблицу.

Вопросы:

1. Где обитают окунь и щука?

2. Какая форма тела у этих рыб?

3. Какая у них окраска тела?

4. Чем питаются окунь и щука?

5. Где они выметывают икру?

6. Как щука и окунь охотятся на добычу? 

Вопросы для сравнения Речной окунь Щука     
1.  Где обитает? В водоемах с чистой водой В озерах и прудах со стоячей водой
2.  Какая форма тела? Сжатое с боков (обтекаемое) Продолговатое, мускулистое
3.  Какая окраска тела? Зеленовато-желтое Серовато-зеленое
4. Чем питается? Мелкими рыбешками Рыбами, лягушками, утками
5. Где выметывает икру? На водные растения На мелководье
6. Как охотится на добычу? Подкарауливает в зарослях водных растений Подкарауливает в зарослях водных растений

Проверяем выполнение задания. (Слайд 12)

Задание для 1 и 2 группы: Сравнить речного окуня и щуку по плану1. Чем похожа щука на речного окуня:а) по окраске тела;б) какие особенности говорят о том, что обе рыбы - хищные?2. Чем отличается щука от речного окуня:а) по месту обитания;б) по форме тела.

5. Физминутка.                                       

6. Закрепление нового материала с использованием разноуровневых заданий.

- О каких рыбах мы говорили на этом уроке? (3, 4 группа)- Отгадайте загадки:

1) У нее во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, а теперь в котел попала. (Щука)

2) Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука)

3) Он живёт в озёрах, реках,

Жадный и зубатый,

Ловится он человеком

- Хищник полосатый

Для ушицы, на жарёху.

Вкусным он бывает.

Вот малькам от него плохо,

- Ловит и глотает.    (Окунь)
4. Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех...(Окуней)

- На какие две группы можно разделить рыб? (1, 2 группа)- Выйти к доске и разбить карточки с изображением рыб на две группы.

- Выйти к доске и из букв составить названия, изученных рыб.

Задание: Дополни текст. (Слайд 13)

Рыбы - постоянные обитатели различных…

К речным рыбам относятся - …

Где живет речной окунь? …

Где живет щука? …

Как речной окунь и щука охотятся за добычей? …

7. Домашнее задание.

Стр. 54-56читать, отвечать на вопросы, пересказ (для учащихся 1, 2 группы)

Стр. 54-56выборочное чтение, рисунок рыб (для учащихся 3, 4 группы)

8. Подведение итогов. Объявление оценок. Рефлексия.

- Что же вы узнали сегодня на уроке?

- Довольны ли вы результатами?

- Что понравилось в работе?

- Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.

Да! Путь познания не гладок,

И знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!

 

Приложение 1

Вопросы для сравнения Речной окунь Щука
1.  Где обитает?    
2.  Какая форма тела?    
3.  Какая окраска тела?    
4. Чем питается?    
5. Где выметывает икру?    
6. Как охотится на добычу?    

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter