Конспект урока ботаники 7 класс: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки

Автор: Олейникова Валентина Александровна, МБОУ Большебакалдская ООШ, Нижегородская область, Бутурлинский р-н, с.Б. Бакалды.

 

УМК Н.И.Сонин для учащихся 7 класса

Задачи:   

- Раскрыть особенности строения однодольных растений

- Познакомить уч-ся с растениями семейства злаковых,

- Сформировать общее понятие о них.

- Развитие логического мышления путём использования изученного материала, внимания и памяти путём применения тестов. Активизация познавательной деятельности путём использования наглядной информации.

- Воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы. Привить интерес к предмету (подбором дополнительного материала).

Тип урока:  комбинированный.

Оборудование:  таблицы семейства злаковых, гербарий, дополнительный материал, тесты, рисунки.

 

Ход урока:

1. Оргмомент. 

2. Введение

На предыдущих уроках мы изучали растения класса двудольных.

? Какой ещё класс существует у растений? (класс Однодольные)

? назовите растения которые относятся к классу Однодольные?

Тема:  Класс Однодольные. Семейства Злаки.   (открывают тетрадь записывают)

3. Повторение.

Давайте вспомним что уже изучено. К какому семейству принадлежат растения со следующими признаками:

 

Венчик из 4 лепестков, чашечка из 4 чашелистиков, околоцветник двойной, пестик 1, тычинок 6 (4+2),соцветие кисть, плод стручок.

 

1. розоцветные

2. крестоцветные.

3. бобовые.

Венчик из пяти лепестков(из них 2 сросшихся),чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, околоцветник двойной, пестик 1, тычинок 1+9 сросшихся, венчик имеет форму лодочки, плод боб.

 

1. розоцветные

2. крестоцветные.

3. бобовые

Венчик из 5 лепестков, чашечка из 5 чашелистиков, околоцветник двойной, число тычинок и пестиков разное, плод орешек, яблоко или костянка

 

1. розоцветные

2. крестоцветные.

3. бобовые

Венчик из 5 сросшихся в трубочки лепестков, чашелистики – в виде щетинок или волосков, околоцветник двойной, пестик 1, тычинок 5 сросшихся, соцветие корзинка, плод семянка.

 

1. розоцветные

2. бобовые
3. сложноцветные.

(уч-ся проверяют выставляют оценки.)  

4. Новый материал

Посмотрите на тему нашего урока, вспомните прошедшие уроки. Может кто-то сам определит задачи нашего урока.                                   - раскрыть особенности однодольных растений.

- какие семейства входят в класс Однодольных.

- особенности строения растений семейства злаков.

- познакомится с многообразием видов семейства злаков и их значение. (после обсуждения вывешиваются задачи урока)

1. Строение Однодольных.

2. семейства класса Однодольных.

3. строение растений семейства злаков,

4. многообразие злаков и их значение.

Приступаем к выполнению наших задач.

Задание: Прочитайте текст в учебнике на стр. 82. Заполните вторую графу

Таблицы: «сравнительная характеристика представителей класса двудольных и однодольных» (первая графа заполнена на предыдущих уроках)

Сравнительная характеристика классов цветковых растений.

 

Сравнительные признаки

Класс двудольные

Класс однодольные

Корневая система

 

 

Зародыш семени

 

 

Стебель

 

 

Листья

 

 

Цветок

 

 

Жизненная форма

 

 

 

После заполнения зачитывают в сравнительной характеристике.

ПР.Р.    Распределить гербарные экземпляры по внешним признакам по классам.

(проверить)  (проставьте оценки)

Первые задачи нашего урока мы выполнили, приступаем к следующим.

Сегодня мы подробно рассмотрим растения семейства злаков.

Задание 1. На доске – в тетради написать систематику злаков.

Царство – растения

отдел – покрытосеменные

класс – однодольные

семейство – Злаки.

Давайте проверим что вы знаете о растениях семейства злаковых.

Задание 1.   Выпишите номера признаков, которыми обладают представители злаков.

1. Мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.

2. мелкие цветки собраны в соцветия колоски, которые в свою очередь соединяются в более сложные соцветия.

3. Плод – семянка.

4. околоцветник состоит из четырёх чашелистиков и четырёх лепестков.

5. Листья длинные, с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.

6. Плод – ягода

7. Плод – зерновка.

8. Цветок имеет две цветочные чешуи, три тычинки и один пестик.

9. Стебель – соломина с узлами.

10. Цветки могут быть трубчатыми, язычковыми.

Задание 2. Используя текст и рисунки учебника на стр. 82, заполните 1 – 5 графу таблицы:

 

Название семейства

Формула цветка

      Соцветие

     Плод

Особенности строения вегетативных органов

Представители и их практическое значение

ЗЛАКОВЫЕ

О      Т   П

Сложный колос, султан, метёлка, початок.

Зерновка

Стебель соломина, с узлами; листья сидячие с влагалищем, простые с параллельным жилкованием.

Пшеница, рожь, ячмень, овёс. Рис. Просо, кукуруза – важные с/х  культуры. Тимофеевка, костёр, мятлик и др. – кормовое значение.

 

- Анализ таблицы  ( спросить ученика) 

Проверти, насколько правильно вы ответили в задание №1 (проставьте оценки) 

Задание 3.   Что обозначают цифры на рисунки. Рисунок у каждого уч-ся и на  доске большой. (проверить – оценка)

мы и подошли к последней задачи нашего урока.

Сейчас нас Лена познакомит с некоторыми представителями семейства злаковых, а вы по ходу её рассказа заполните 6 графу таблицы.

? Какой вывод можно сделать?

1. многие злаки – важнейшие растения с/х.

2. кормовое значение.

Л.Р. (рабочая тетрадь) Выполняют - сдают на проверку. 

5. Д\З. 

1. Запись в тетради.

2. Познавательное задание. (распечатано каждому  ученику)

6. Итог урока.

? что сегодня вы узнали на уроке ? (задачи урока)

Оценки. (средняя за четыре  задания).

В витрине продовольственного магазина представлен ассортимент круп: манная, ячменная, перловая, геркулес, пшено.

Из семян, каких растений был получен этот ассортимент круп?

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, 7 класс

Добавить комментарий
Mail.ru counter