«Значение суффиксов» русский язык 2 класс

Автор: Юдина Светлана Сергеевна, МБОУ «Школа № 12 с углубленным изучением предметов им.Е.П.Шнитникова», г. Нижний Новгород, учитель начальных классов.

Конспект урока по русскому языку на тему: «Значение суффиксов» для учащихся 2 класса.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

Открываем тетради. Записываем число. Классная работа. Сегодня четверг.

Садятся за парты, слушают.

Классная работа.

 

Положительная мотивация учеб­ной деятельно­сти: принятие образа «хороше­го ученика».

2.Актуализация знаний

На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы в словах, используя алгоритм.

Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И, и и соединений с этими буквами.

Ии ии ие  ик  ил  ищ  ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом) запишите в тетрадях.

 Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами.

Целеполагание (постановка учебных задач)

Сравнение и анализ.

На доске записаны Ии ии ие  ик  ил  ищ  ит, дети списывают с доски.

 

 

Познавательные: контроли­ровать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: прояв­лять активность во взаимодей­ствии для решения коммуни­кативных и познавательных задач.

3.Постановка учебной задачи.

4.Решение учебной задачи. Тренировка.

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю …(суффиксом).
Откройте учебники и найдите урок №48 (стр.110-113).

Найдите упражнение №1. Прочитайте задание.

Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня.

 

Прочитайте баню.

Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.

Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).

Обратите внимание на текст.  Что необычного заметили?  (выделенные слова)

Выпишите эти слова в столбик.

 

Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?  Беленький – белый; гладенький – гладкий; хорошенькая – хороший.

Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?

Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.

 

Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды.  Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал.

Вспомните, из каких частей состоят слова.

Части слова

Корень Суффикс Окончание

Общая часть для образования для изменения новых слов формы слова

родственных слов

 

Посмотрите на схему и подумайте, как найти суффикс в слове?

Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове.

Ветерок - ?

1. Найти окончание (изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс

 –ок-.

 

Пользуясь алгоритмом, выполните упражнение № 2.

Учащиеся по очереди выходят к доске, выписывают слова и выделяют суффикс.

Какое значение имеют суффиксы –ёк, -ок, -ик, -чик?

Среди этих слов есть два слова, в корнях которых происходит чередование согласных. Выпиши эти слова и подчеркни чередующиеся согласные.

 

Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов  можно образовать ласковые формы имён.

От первых трёх имён образуйте ласковую форму. Учащиеся записывают в тетрадях.

Откройте страницу 113.

Серёжа написал: «Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида; «Алёшинька», потому что сочетания  жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

 

Рассмотрите схему образования отчеств. 

Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?

Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? 

Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах) 

Запиши своё отчество, выделите суффикс. 

Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, -евич-, -ович-, иничн-.

Учащиеся слушают загадку, пытаются ее отгадать. 

 

Открывают учебники на станице 110.

 

Анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.

Прогнозирование. Обсуждение в парах.

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительног, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные.

Выходят к доске и записывают выделенные слова и слова, от которых они образованы.

Суффикс –еньк имеет уменьшительно-ласкательное значение.

 

зелененький 
дешевенький 
тепленький.

 

Окончание, корень, суффикс.

 

 

Учащиеся смотрят на доску, где записана схема.

 

Нужно воспользоваться алгоритмом.

Учащиеся записывают в тетради слово ветерок и по алгоритму разбирают его.

Дети выполняют упражнение № 2.

Эти суффиксы имеют уменьшительное значение.

Башмачок, крючок.

С помощью суффиксов – очк, -еньк,

-ечк можно образовать ласковую форму имен.

 

Света – Светочка, Наташа – Наташенька, Таня – Танечка.

Суффиксов –ачк, -иньк не существует. 

 

Для мужских отчеств мы используем суффиксы: - ич, - ович, -евич; для женских отчеств мы используем суффисы: -евн, -иничн, -овн.

Николай- Николаевич, Николаевна; Андрей – Андреевич, Андреевна; Фёдор – Фёдорович, Фёдоровна; Иван – Иванович, Ивановна; Максим – Максимович, Максимовна; Григорий – Григорьевич, Григорьевна; Роман – Романович, Романовна.

Учащиеся записывают в тетрадях свое отчество и выделяют суффикс.

Эти суффиксы образуют отчества.

Развивать умение сравнивать и анализировать, умение слушать и слышать.

Регулятивные УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

 

Коммуникативные: прояв­лять активность во взаимодей­ствии для решения коммуни­кативных и познавательных задач.

 

Регулятивные УУД: ученик получает возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: прояв­лять активность во взаимодей­ствии для решения коммуни­кативных и познавательных задач.

Регулятивные УУД: ученик получает возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. 

Личностные:

формирование мотивации к процессу чтения; развитие симпатии к животным, умение чувствовать изменение эмоционального состояния героя по мере развития сюжета.

 

Метапредметные:

осваивать начальные формы познавательной и

личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других.

5. Рефлексия ученой деятельности

Наш урок подходит к концу. 

Какую же тему мы с вами повторяли?

Что было особенного в нашем уроке, кто заметил?

Что больше всего запомнилось?

А теперь я вам раздам карточки, на которых есть задания, выполните их и сдадите учителю.

Значение суффиксов.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Дети выполняют задание на карточках.

Познавательные: контроли­ровать и оценивать процесс и результат деятельности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter