Конспект урока по окружающему миру 1 класс: Зачем строят самолеты?

Автор: Пермякова Надежда Станиславовна, МКОУ «Качугская СОШ № 1», Иркутская область, п. Качуг, учитель начальных классов.

 

Конспект урока по окружающему миру «Зачем строят самолеты?» для 1 класса УМК «Школа России» с презентацией.

Цель урока: формировать представление о видах, устройстве и назначении самолетов.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: дети должны познакомиться с видами самолетов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолета.

Метапредметные УУД:

Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в его органичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельно­сти и личностного смысла учения.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.

Познавательные:

Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.

Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следственных связей, сравнение различных самолетов по их внешнему виду и назначению, классификация самолетов; формулирование выводов.

Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов ее достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.

Пропедевтика: географические термины «материк», «Южная Америка», «Евразия» (в виде представления, без формулирования понятия).

Организация пространства:

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная формы работы, работа в паре и группе.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова (УМК «Школа России») ч.2, электронное приложение к курсу, презентация,  методическое пособие; запечатанный конверт с письмом, глобус, тексты с ошибочными утверждениями, маленькие фишки из картона красного и зеленого цветов, веер цифр.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места.

Ученики приветствуют учителя кивком головы, садятся.

Учитель: И, как всегда, вместе со мной вас приветствуют Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Слайд 1.

2. Нестандартный вход в урок.

Учитель берет с рабочего стола запечатанный конверт.

Учитель: Что это, ребята? Кажется, какое-то письмо. (Разглядывает конверт, показывает классу). Помните, еще в прошлом полугодии мы помогали Вопросику написать письмо его троюродному брату Хосе на материк Южная Америка, в Мексику, и проследить путь этого письма. Слайд 2.

Кажется, именно оттуда сейчас мы получили ответ. Ребята, наш Вопросик еще не очень быстро читает. Помогите, пожалуйста, прочитать это письмо. 

Хорошо читающий ученик читает письмо: «Здравствуй, дорогой Вопросик! Я был очень рад получить от тебя письмо. Так много хочется рассказать тебе о том, как я живу. Приезжай ко мне в гости, у меня чудесный дом в Мексике. Мы  сможем поговорить обо всем. Я буду очень ждать тебя. Твой Хосе.»

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на модели земного шара, как можно добраться до Мексики. Кстати, как называется модель земного шара?

Дети: Глобус.

Учитель: Вот наш глобус. Итак, вот материк Евразия, где проживаем мы с вами. Вот материк Южная Америка, где находится Мексика – родина Хосе. Между ними – океан. Слайд  3. Как же можно передвигаться по океану? Мы об этом уже говорили.

Дети: На корабле.

3. Актуализация опорных знаний:

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с разными видами кораблей. Посмотрите, на доске пронумерованы некоторые из них.

На доске список:

1. военный корабль;

2. рыболовное судно;

3. грузовое судно;

4. электричка;

5. пассажирское судно;

6. исследовательское судно.

Учитель: Покажите с помощью веера цифр, на каком судне Вопросик может добраться до своего троюродного брата? (Дети поднимают карточку с номером корабля).

Учитель: Вы не заметили ничего странного в этом задании?

Дети: Здесь есть лишнее: электричка – это не корабль, а поезд.

Учитель: Дома вы рисовали в своей рабочей тетради различные корабли. Кто нарисовал путешествие на корабле, о котором вы мечтаете? А кто нарисовал свое путешествие, которое уже произошло?

4. Возникновение проблемной ситуации.

Муравей Вопросик: Ребята, а я однажды тоже хотел поплавать на корабле, но не смог. Я ужасно себя чувствовал. Доктор сказал мне потом, что у меня морская болезнь. Вряд ли я смогу отправиться в гости на пассажирском судне. Что же делать?

Дети: Можно попасть в Мексику на самолете.

5. Уточнение целей урока.

Учитель: Откроем учебник на с.66. Прочитайте тему урока.

Дети: Зачем строят самолеты? Слайд 4.

Учитель: Найдите цель урока. Прочитайте ее самостоятельно. Скажите своими словами, чему будет посвящена наша работа на уроке.

Дети: Мы познакомимся с видами самолетов, узнаем, зачем они нужны.

6. Знакомство с новым материалом.

1. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации на с.66. Прочитайте подписи к каждой из них, опишите каждый самолет и объясните его назначение. Слайд 5.

Фронтальная работа: дети объясняют назначение каждого вида самолетов.

- Пассажирский самолет нужен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Он большой, в нем много мест для людей.

- Военный самолет нужен для войны. Он может стрелять и сбрасывать бомбы вниз.

- Грузовой самолет нужен для того, чтобы перевозить грузы. У него большой багажный отсек.

2. Беседа по обобщению жизненного опыта:

Учитель: Приходилось ли вам летать на самолете? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети делятся своим жизненным опытом.

Физминутка

3. Знакомство с устройством самолета.

oСамостоятельная работа с рисунком-схемой учебника.

Учитель: На с.67 вы видите изображение устройства самолета. Рассмотрите его и прочитайте все подписи составных частей самолета.

Дети читают.

Учитель: У каждого из вас лежат фишки в виде квадратиков зеленого и красного цветов. Прочитайте названия частей самолета еще раз, помечая зеленой фишкой ту подпись, которую вам запомнить легко. Красные фишки положите к тем подписям, которые запомнить сложнее.

Дети выполняют самостоятельно.

Учитель: Теперь уберите зеленые фишки на край стола и перечитайте только  те названия, которые у вас отмечены красным цветом.

oРабота в парах: взаимный контроль усвоения.

Учитель: Найдите в конце учебника «Странички для самопроверки». Работаем в паре. Проверим, как вы запомнили названия частей самолета. Один из пары называет части самолета, второй его проверяет по учебнику. Затем меняемся.

Фронтальный контроль усвоения: работа с электронным приложением. В разделе «Почему? Зачем?» учитель открывает тему урока, задание № 2. Вызванный ученик распределяет названия частей самолета к соответствующим изображениям.

Учитель: Какие части самолета не были задействованы в этом задании?

Дети: Трап и фюзеляж.

Учитель: Как по-другому можно назвать фюзеляж?

Дети: Корпус.

7. Закрепление изученного.

Игра «Лови ошибку».

Учитель: А в конце нашего урока предлагаю немного поиграть. Разделитесь на группы. На слайде презентации я приготовила текст, который подведет итог нашему занятию. Такой же текст я даю каждой группе. Если вы найдете в тексте ошибки, вы их подчеркнете карандашом красного цвета.

Текст:  Слайд 6.

Самолеты – это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров. Военные самолеты нужны для нападения на другие страны.

Дети работают в группах, подчеркивают неверные слова или сочетания слов в предложениях. Выступает один из представителей группы с объяснением, что и почему они подчеркнули.

Учитель: Мудрая Черепаха поможет нам проверить, правы ли мы в своих предположениях. Внимание на Слайд 7.

Учитель: Подведем итог, все ли ошибки мы нашли?

Дети: Да.

Учитель: Молодцы, хорошо поработали.

8. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Рефлексия.

Учитель: Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолеты?

Дети: Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.

Учитель: На каком из самолетов наш Вопросик сможет отправиться в гости к брату?

Дети: На пассажирском самолете.

Учитель: В какой части самолета он сможет с комфортом расположиться?

Дети: В салоне для пассажиров. Слайд 8.

Учитель: Оцените урок и свою работу на нем. Если вы узнали много нового, все поняли и запомнили, то положите в мою коробочку фишку зеленого цвета. Если материал был слишком сложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые  слова, положите в мою коробочку фишку красного цвета.

Учитель проходит по рядам, дети кладут в коробочку по одной фишке, учитель делает вывод. Например: Этот урок оказался полезным и интересным для многих из вас. К сожалению, не все считают, что всё усвоили на уроке…

Учитель: Спасибо за работу. Слайд 9.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter