Конспект урока окружающего мира 1 класс: Мы – Россияне

Автор: Грибкова Алевтина Викторовна, МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка», учитель начальных классов, Белгородская область, Чернянский район, п. Чернянка.

 

Цель: расширять знания о родной стране, о многонациональности России, об особенностях и самобытности каждой национальности, прививать любовь и гордость за свою страну, национальность. Продолжать развивать навыки учебного сотрудничества. 

Оборудование урока: ноутбук; карта России; наглядный материал: картинки костюмов народов, проживающих на территории России, предметов быта, искусства и культуры; набор картинок для групповой работы в соответствии с темой урока; предметы русского народного искусства и быта (деревянные расписные ложки, платки, посуда – гжель, хохлома, шкатулки с городецкой росписью, жостовский поднос), файлы. 

Форма проведения урока: урок-творчество. 

Учебно – методическое пособие: программа «Начальная школа XXI века», учебник «Окружающий мир» 1 класс, под редакцией Н.Ф. Виноградовой

 

Ход урока

Парты в классе стоят по две вместе и наискосок. Это позволяет сэкономить время при работе в группах (дети уже знают, что они и есть группа) и делает удобной работу для детей во время урока (обзор, свобода в движениях). 

 

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний. Целеполагание

Учитель:

- Дети, какой у нас сейчас урок? (окружающий мир)

- Как вы думаете, какую пользу  вам приносит изучение  этого предмета? (ответы детей)

- И сегодня мы продолжим изучать, открывать для себя что-то новое и интересное.

- А как мы будем работать, что нам предстоит сделать? (Дети самостоятельно составляют план урока, опираясь на уже знакомые виды, методы и приемы работы, которые используются на уроках окружающего мира. Учителем на доску вывешиваются символы каждого названного детьми этапа и вида работы (фото 1):

1) вспомнить пройденное;

2) узнать новое: а) рассматривать, б) обсуждать, в) сравнивать, г) отвечать на вопросы, д) работать с книгой, ж) работать в группах/парах;

3) сделать вывод (+ 2 физминутки) 

Учитель:

- Ребята, на одном из уроков мы уже познакомились с Государственными символами нашей страны. Но это не все, что нужно знать и что можно рассказать о той стране, в которой мы с вами живем.

- Мы с вами уже не раз говорили, что каждый день мы по крупице собираем знания. И судя по тому, сколько вы уже проучились, я думаю, у вас уже неплохой запас знаний!

- Проверим? (Да!)

- Ребята, кто вы по национальности? (Русские)

- Докажите. ( Мы живем в России, говорим на русском языке)

- Чем для вас является Россия? (Родиной)

- Вы уже назвали два ключевых слова, из которых состоит тема нашего сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать её.

Дети:

«Россия – Родина моя»

Учитель крепит на доску название темы урока

Учитель:

- Правильно, молодцы! А сейчас, я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Представьте, что к нам в гости собираются приехать дети-первоклассники, например из Америки. Проблема в том, что вы не умеете говорить на английском, а они на русском языке.

- В незнакомых  странах, для людей, которые приезжают к ним в гости, по делам и не знают языка этой страны, созданы специальные книги-путеводители. В этих книгах рассказывается обо всем самом главном и интересном в этой стране.

- Как же нам рассказать о нашей стране? (Дети отвечают, что мы тоже создадим книжку-путеводитель).

Учитель:

- Над созданием нашей книжки-путеводителя, которая так и будет называться «Россия – Родина моя», мы с вами будем работать…(показываю картинку, обозначающую работу в группах).

- Кто в вашей группе главный консультант? (Дети называют главных)

- Но перед работой, вспомните правила работы в группах (Дети смотрят на стенд, где расположена памятка, и повторяют правила работы в группах).

Учитель:

- Итак, мы начинаем. У нас должна получиться 1 книжка-путеводитель.  Каждая группа будет работать над определенными страницами нашей книжки. У вас на столах лежат два конверта - один с восклицательным знаком,  другой с вопросительным.  Для создания своей книжки-путеводителя, вы можете использовать все то, что лежит в конвертах с (!) знаком. В этом конверте находится то, что вы уже знаете. А конверт с вопросительным знаком – еще  тайна и загадка для вас, которую вы на этом уроке должны разгадать.

1 группа – ваше задание – создать и оформить обложку книжки;

2 группа – вы создаете страницы с государственными символами нашей страны;

3 группа – вы на свои страницы добавляете то, что еще должны знать наши гости о нашей стране.

- Посовещайтесь, выберите из конверта и наклейте нужные картинки, подумайте, в каком порядке вы бы их разместили. Готовые страницы вложите в файлы. Затем, сообща, выберите того, кто будет демонстрировать и  рассказывать о созданных вами страницах книжки. Когда ваша группа будет готова, возьмитесь за руки  и поднимите их вверх. Это будет означать то, что вы готовы. Участники всех групп  внимательно слушают отвечающего и дополняют ответы в случае необходимости.

(На партах картинки флага, герба, гимна, Красной площади, березы, карточки со словами – Москва, «Россия – Родина моя!») (фото 2).

Дети выполняют задание (фото 3).

Учитель:

- Ребята, а что вы поместили на первой странице вашей книжки? (ответы детей)

В ходе работы детей - учитель:

- Ребята, а почему слова Москва, Россия, Родина – написаны с заглавной буквы? (Дети отвечают: Родина, Россия, Москва - это словарные слова. Москва – это еще и название города, а названия городов  пишутся с заглавной буквы) 

Дети выполнив работу демонстрируют ее, сопровождая рассказом.

1 группа - наклеила на страницу картинку с березками и название книжки «Россия – Родина моя»

Дети: В России много берез.Она является символом нашей страны. Про березку говорят: «русская красавица». А еще мы наклеили название нашей книжки (фото 4).

2 группа – наклеили флаг, герб, гимн России.

Дети: Мы наклеили символы нашей станы – флаг, герб и гимн. Флагнашей страны из 3 цветов. Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.

Герб – На гербе изображен двуглавы орел. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. В руках у него копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем.  Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава» - символ могущества страны.

Гимн – это главная песня нашей страны. Её слушают стоя и молча. Она звучит во время торжественных моментов (фото 5).

3 группа – наклеили Кремль на Красной площади, слово Москва.

Дети: мы наклеили Кремль. Он находится на Красной площади. Красная площадь – самая главная и красивая площадь нашей страны. Главным городом  нашей страны является Москва (фото 6).

Все созданные детьми страницы в файлах складываются вместе в нужном порядке и крепятся в папке-книжке.

Учитель:

- Вы все прекрасно справились с заданием. У нас получилась очень интересная книжка-путеводитель. В её создании, каждый принимал активное участие.

Оцените себя. (Дети выставляют фишки соответствующих цветов на своих мини-кассах: зеленая фишка – я справился и у меня все получилось; желтая – я справился, но у меня возникали трудности; красная – я старался, но у меня не получилось. В другой раз получится!)

Учитель:

- Консультанты, вы согласны с тем, как оценили себя ваши участники группы?(главные групп отвечают).

(Учитель комментирует оценивание детей.)

- Молодцы! Мы справились с первым этапом нашего урока? (да.) 

3) Физминутка

Учитель:

- А теперь, мы немножко отдохнем!

Физминутка выполняется со словами из песни «Я, ты, он, она…» 

4) Постановка проблемы и задач урока.

Учитель:

- Ребята, как я уже говорила, наша книжка получилась замечательной, но может ли книжка состоять всего из 1-3 страниц? (нет)

- Правильно, не может.

- Ребята, как вы думаете, это все, что можно рассказать о нашей стране? (нет) О чем еще вы бы хотели узнать? (ответы детей)

- И сегодня, мы с вами продолжим  знакомиться с удивительным и интересным вокруг нас. Мы будем раскрывать тайны, загадки нашего мира и узнавать много нового. 

На доске висит карта России

Учитель:

- Посмотрите внимательно на доску.

- Ребята, кто знает, что это такое? (карта )

- Правильно, карта, но это не просто карта, а карта России.

Рассказ учителя:

– Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы проходят по суше и по воде. Никакая даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь не меньше двух месяцев. А вдоль морских – в два раза дольше. Ей повстречались бы 16 разных стран – столько соседей у России.

Россия богатая страна. В ее кладовых – несметные сокровища, леса, города, села, звери, птицы, полезные ископаемые и многое другое

Более 140 народов живут на территории России. Каждый проживающий в России принадлежит к какому-либо народу. Это - татары, чуваши, буряты, ненцы, чукчи, якуты, русские. (Учитель обводит границы территорий этих народов и в местах их проживания вывешивает картинку человека в их народном костюме). (фото 7).

Мы – самая многонациональная страна! Нас  очень много – 145 млн! Но Родина у нас у всех одна! И мы ею очень гордимся!

5) Открытие нового знания.

Учитель:

- А сейчас, мы с вами будем маленькими исследователями. Мы с вами будем знакомиться с историей разных народов, и в этом нам поможет (показываю картинку – работа по учебнику)  (Дети: учебник)

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

- Откройте свои учебники на стр. 25 и внимательно рассмотрите изображенных там людей в народных костюмах.

- Какие народные костюмы там изображены?

- Опишите их. (дети описывают их)

- Они чем-нибудь похожи? (нет).

- Какой вывод можно сделать, глядя на эти костюмы? (Каждый народ имеет свой, неповторимый костюм)

- Предположите, чем еще, кроме костюмов, могут отличаться народы? (Песни, сказки, предметы искусства)

- Правильно и с некоторыми из них мы с вами и познакомимся на странице 26 и 27 (фото 8).

- А для этого, мы сейчас снова поработаем с вами в ГРУППАХ.

1 группа – вы отвечаете на вопрос, чем славились русские мастера.

2 группа – чем славились татарские и дагестанские мастера.

3 группа – чем славились народы севера.

- Когда группа будет готова – снова возьмитесь за руки. 

Группы рассказывают о народных промыслах опираясь на иллюстрации учебника.

Учитель:

- Молодцы, ребята! Не забывайте себя оценивать. (Дети оценивают себя)

Учитель комментирует оценки, с которыми не согласен.

Учитель:

- Ребята, а вам бы хотелось еще больше узнать о  русской народной культуре? (Да)

Звучит русская народная песня «Я за то люблю Ивана…»

Учитель:

- Ребята, кто знает, какому народу принадлежит эта песня? (русскому)

- Как вы догадались? (ответы детей) 

В класс входит девушка в русском народном костюме, с караваем и на рушнике с корзинкой, в которой находятся предметы русского народного творчества (фото 9). 

Учитель:

- Ребята у нас необычная гостья. Кто скажет, что за костюм на ней надет? (русский народный)

- Почему вы так решили? (Дети отвечают, учитель дополняет их ответы, комментирует, рассказывает о вышивках, о создании народных костюмов).

- Кто знает, что это у девушки в руках? (каравай)

- А для чего пекут караваи? (Это традиция русского народа, их пекут, когда встречают дорогих гостей).

- А кто у нас сегодня в гостях?

Каравай дарят гостям 

Учитель:

- Гостья принесла нам необычные подарки (фото 10).

(Из корзинки учитель достает предметы – деревянные ложки, матрешку, расписной поднос, шкатулки, расписную посуду – гжель и хохлома, платки).

Про каждый предмет рассказывает учитель (о месте рождения предмета, как называется роспись, почему) и выставляет предметы на столе (фото 11).

(Дети рассматривают предметы, обсуждают из чего они сделаны, для чего служат.) 

Физминутка

После рассматривания предметов, платки одеваются на головы девочек.

Учитель:

- Посмотрите, какие красавицы! А кто знает, как танцуют русские девушки?

Снова звучит русская народная песня.   Девочки танцуют вместе с гостьей.

- А как танцуют удалые молодцы? (мальчики показывают движения из русского народного танца) (фото 12).

Учитель:

- Вот как мы повеселились! Скажем «спасибо» гостье и попрощаемся с ней. (Девушка кланяется в пояс и уходит) 

6) Первичное закрепление.

Учитель:

- Ребята, нам удалось узнать новое на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)

- Я думаю, что теперь, с полученными новыми знаниями, мы можем продолжить создание нашей книжки-путеводителя.

- И мы снова поработаем с вами (показываю картинку – работа в группах) 

РАБОТА В ГРУППАХ.

Учитель:

- Мы теперь можем открыть конверт с вопросительным знаком? (да) 

Дети открывают конверт № 2

В конверте лежат картинки территории нашей страны, картинки людей в национальных костюмах разных народов, картинки предметов искусства и промыслов) (фото 13). 

Учитель:

- Внимательно слушайте задание.

1 группа – вы наклеиваете картинки, по которым наши гости смогут узнать о нашей большой и многонациональной стране.

2 группа – вы наклеиваете картинки с предметами промыслов и искусства народов, живущих на территории нашей страны.

3 группа – вы наклеиваете картинки русского народного творчества и искусства.

Созданные страницы так же вложите в файлы. Выберите того, кто будет рассказывать о ваших страницах.

Дети выполняют задание и один ученик демонстрирует работу группы, сопровождая ее рассказом. После ответов, созданные группой страницы книжки-путеводителя также крепятся вместе, в нужном порядке в книжке (фото 14).

Учитель:

- Ребята, посмотрите, какая замечательная книжка у нас получилась! (фото 15). Вы все очень хорошо потрудились! Оцените свою работу. 

7) Включение в систему знаний. Закрепление.

– Итак, как я уже сказала, у вас получилась очень интересная книжка-путеводитель. Благодаря ей, наши иностранные гости первоклассники узнают, какая красивая и большая наша страна, сколько разных народов проживает в нашей стране. Как интересна, богата  и неповторима история, культура каждого народа.

- Но и это еще не все, что мы можем рассказать о нашей удивительной стране! Каждый наш следующий урок, будет дарить нам новые знания. И все, о чем мы будем узнавать, мы будем вносить на страницы нашей книжки-путеводителя. Согласны? (да!) 

8) Рефлексия

- Ребята, какие же открытия каждый из вас сделал для себя?

-…(имя), что для тебя было сложным на уроке?

-…(имя), что удивило тебя на уроке?

-…(имя), какое задание для тебя было самым интересным?

Оценивание детей! 

- Вы все молодцы! Мне очень  понравилось, как вы работали. Спасибо вам за урок!

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter