Цель: формировать знания учащихся о весенних явлениях в неживой и живой природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию.
Оборудование: таблички с названиями весенних месяцев, карточки с изображением перелётных птиц; у учащихся - клей.
Предварительная подготовка: учащиеся вырезают раннецветущие растения из приложения к рабочей тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
(Учащиеся вспоминают о своих наблюдениях в живой и неживой природе во время экскурсии. Учитель проверяет заполнение таблицы в рабочей тетради.)
3.Самоопределение деятельности
Снова птицы летят из далёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт. А.Фет
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне.)
- По каким признакам догадались, что это весна? Какие признаки весны назвал автор? (Прилетают птицы, реки освобождаются ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, цветут ландыши.)
- Как думаете, о чём пойдет речь на уроке. (О весенних изменениях в природе.)
- Прочитайте тему урока на с.86 учебника. (В гости к весне.)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
- Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
4. Работа по теме урока.
Выполнение заданий в рабочей тетради №2 (с.36).
- Перечислите названия весенних месяцев по порядку. (Март, апрель, май.)
- Выполните задание.
(Учитель вывешивает таблички с названиями весенних месяцев на доску.)
Беседа, работа по учебнику
- Послушайте загадки о весенних месяцах и постарайтесь отгадать название месяца, а также признаки этого месяца перечисленные в тексте.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнал? (Март.)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришёл? (Апрель.)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это. (Май.)
(Класс делится на две группы. Учащиеся читают текст на с.86-87, готовят сообщения о весенних изменениях в неживой природе. Затем заслушивается выступление каждой группы.)
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
Беседа, работа по учебнику
(Класс делится на две группы. Учащиеся читают текст на с.88-89, готовят сообщения о весенних изменениях в живой природе. Затем заслушивается выступление каждой группы.)
Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.
- Отгадайте загадки и скажите, когда каждая из этих птиц возвращается на родину.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица ….(грач - в марте)
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворения! (Жаворонок - в начале апреля)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец - середина мая)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка - май)
(Учитель вывешивает картинки перелётных птиц.)
Выполнение заданий в рабочей тетради №3,4(с.36-37)
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах)
Творческое задание
(Класс делится на группы. Каждая рабочая группа составляет рассказ «Весна пришла», где перечисляет как можно больше признаков прихода весны, называет изменения, происходящие в неживой и живой природе (жизни растений и животных) Рассказы каждой группы заслушиваются, проводятся коллективное обсуждение и анализ.)
7. Рефлексия
(Учащиеся ищут ответы на вопросы учебника (с. 89, в рамке)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)
8. Подведение итогов урока
- Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли мы их выполнили?
Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: №5-7 (с.38-39)
2. Найти материал о первоцветах (можно воспользоваться книгой «Зелёные страницы»).