Рабочая программа по технологии 9 класс Симоненко

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки учащихся

Содержание программы

Тематическое планирование

Календарно-тематический план

Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Настоящая программа направлена на проведение предпрофильной подготовки  учащихся 9-х классов и рассчитана на 70 часов. Она включает  разделы  не содержащиеся в базовых программах. В программе  на ознакомительном уровне раскрывается содержание профессий, объединенных общими профессиональными дей­ствиями, внутренними средствами и предметом труда. Программа составлена  на основе программы «Технология. Трудовое обучение» под редакцией В.Д. Симоненко, М, Просвещение, 2000г., включает в себя курсы предпрофильной подготовки для 9 класса «Современное производство и профессиональное образование», «Влияние физики на жизнь человека», «Техника без тайн», «С любой информацией на «ты»» (Сборник программ курсов по выбору по технологии для предпрофильной подготовки и профильного обучения, под ред Кондратьева С.В, М, Глобус, 2007),  «Химия и медицина» (Программы элективных курсов. Химия, Предпрофильное обучение, автор Шипарева Г.А, М, Дрофа, 2006).

 

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

Цели курса

-  Дать обучающимся, решившим выбрать для дальнейшего обучения естественнонаучный профиль, представление о связи физики с профессиями, в которых используются знания из данной области.

-  Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути, с учетом своих склонностей, способностей состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

- Содействие профес­сиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, ведущим предметом труда в которых являются различные виды информации (текстовая, графическая, числовая).

-  Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, формирование представлений о профессиях связанных с химией и медициной.

-  Способствовать формированию у учащихся адекватного отношения к данным действиям; помочь выявить склонности и способности к профессиям этой сферы или, наоборот, несоответствие выбранному типу профессий;  способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем исключения их в систему профессиональных проб; способствовать  формированию  у учащихся  способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направле­нии образования, пути получения профессии.

-   Знакомство учащихся с истоками физики, с основными достижениями физики, их влиянием на различные сферы жизнедеятельности человека;

-     Развитие культурного уровня учащихся и их кругозора.

 

Результаты обучения

В результате выполнения данной программы учащиеся долж­ны знать:

-  особенности профессиональной деятельности людей, в чьём труде применяются знания по физике: медицинского работника,  работника связи,   инженера, техника вычислительного центра, агротехника,  сущность и содержание связей физики с различными направлениями профессиональной деятельности;

-   сферы современного производства, разделение труда на производстве, понятие специальности и квалификации работника, факторы, влияющие на уровень оплаты труда, пути получения профессионального образования, необходимость учета  требований к качествам личности при выборе профессии;

- формы лекарственных препаратов, их применение и влияние на организм человека, правила хранения лекарственных веществ в быту, свойства, применение и правила использования в домашних условиях йодной настойки, борной кислоты, свойства ядовитых веществ, правила их хранения и меры оказания первой доврачебной помощи, правила ТБ при обращении с химическими веществами.

По окончании изучения курса учащиеся должны иметь представление:

о результатах труда в профессиональной деятельности

-  о перспективах профессионального роста работников.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

-  находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

сравнивать  свои  предварительные знания  о  профессиях с результатами практического знаком­ства с ними;

-  определять свое отношение к тем действиям, которые ха­рактерны для данных профессий;

-  соотносить свои возможности с требованиями, предъяв­ляемыми к выбранному типу профессии;

- выработать мнение о необходимости получения дальнейшего образования в этой области;

- объяснять применение лекарственных веществ, исходя из знаний об их свойствах, использовать лекарственные вещества в домашних условиях, оказывать первую доврачебную помощь.

  

Содержание программы 

Современное производство и профессиональное образование

1.Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)

Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессио­нальном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

2.Профессиональные интересы и склонности (2ч)

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных организаторских склонностей (КОС-1).

3.Способности, условия их проявления и развития (4 ч)

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.

4.Природные свойства нервной системы (4 ч)

Темперамент, черты характера и их проявление в профессио­нальной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

5.Психические процессы и их роль в профессиональном   самоопределении (4 ч)

Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка: уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений, внимания (тест Бурдона, «Красно-черная таблица»), мышления (методики ШТУР).

6.Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (4ч)

Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (2 ч) Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда.

7.Здоровье и выбор профессии (2 ч)

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с помощью универсального рефлексометра.

Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии.

Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Мето­дики и оценки пространственного и линейного глазомера. 

8.Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (2ч)  

Производство средств производства. Роль тяжелой промыш­ленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышлен­ности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промышлен­ности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли про­мышленности. Металлургия, производство конструкционных мате­риалов. Машиностроение. Приборостроение. Химическое и биоло­гическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Систе­мы передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, радио­вещание, телевидение; просвещение, культура, медицинское обслу­живание.

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек — человек»;

«человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Формула профессии. Деловая игра «Профессиографическое лото». Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его кор­рекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость. Про-фессиограммы наиболее распространенных профессий.

9.Профессиональная проба (2ч)

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопре­делении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опрос­ника профессиональной готовности (ОПГ). 

10.Проектная деятельность (9 ч)

 

ВЛИЯНИЕ ФИЗИКИ НА ЖИНЬ ЧЕЛОВЕКА 

1. Начала физики.(6 часов.)

Урок-лекция: Астрономия-наука, создавшая физику.

Определение астрономии, её цели и задачи. Физика как экспериментальная наука возникла из астрономии.

Урок – лекция: «Физика – основа всех естественных наук»

Показать, что  системный, научный подход, возникший в физике в 16 -17 веках, послужил основой для остальных естественных наук.

 2. Физика и духовный мир. Развитие цивилизации.

Урок-беседа: Развитие взглядов на Вселенную и наше отношение к ней. Окружающий мир глазами древних цивилизаций. Взгляды ученых       средневековья на Вселенную. Место человека в ней.

Урок – семинар «Окружающий мир в религиях Востока»

Взгляды на окружающий мир в буддизме,  иудаизме, синтоизме и исламе.

Урок–семинар  «Окружающий мир в религиях Запада»

Взгляды на окружающий мир в иудаизме и христианстве.

Урок – семинар «Взаимопонимание и взаимодополнение науки и религии». Показать, что наука и религия имеют много общего в суждениях об окружающем мире и о сущности вещей. Это как бы « две  стороны одной медали».

Урок-лекция: Квантовая физика – новый взгляд на теорию вещества.

Материя в классической и квантовой физике.  Субатомный мир.

Пространство и время. Причины и следствия. Классическая и релятивистская механика. ОТО и СТО А. Эйнштейна. Пространство и  квантовой механике. Взаимозависимость причины и следствия. 

3. Физика и материальный мир. Развитие цивилизации.

Урок – семинар «Физика в быту»

Физические явления в повседневной жизни. Трение. Статическое электричество. Тепловые явления. Физика в домашнем хозяйстве.

Урок - семинар    «Физика в промышленности и в сельском хозяйстве»

Изобретение колеса. Архимед и его изобретения. Паровая машина. Изобретение электричества. Электрический двигатель и  ДВС. Солнечная и ядерная  энергетика. Профессии данного направления деятельности.

Урок – семинар «Физика и средства связи»

Звуковые  и визуальные средства  связи в древности. Телеграф, телефон, радио. Радиотелефон. Спутниковая связь. Компьютер. Интернет. Профессии данного направления деятельности.

Урок – семинар «Физика в медицине»

Рентгеновские лучи.  Ультразвукое исследование.  Лазеры. Медицинские специальности, связанные с физикой.

Урок – семинар «Космонавтика»

Реактивное движение. Идеи К.Э. Циолковского.  Первый ИСЗ.  Полет Ю.А. Гагарина.  Орбитальные станции. Жизнь в невесомости. Исследование других планет.   Спутник на службе у человека. Экстремальные профессии.

 

ТЕХНИКА БЕЗ ТАЙН

1. Введение

Предмет и задачи курса, понятия «профессия», «профессиональная деятельность», «специальность», значение профессионального самоопределения, требования   к   составлению   личного   профессионального плана; понятие профессиограммы, анализировать профессиограммы,  составлять личный профессиональный план.

2. Характеристика профессий группы «человек - техни­ка»

Особенности профессий группы «человек - техника».

Основные требования к качествам человека, профессия кото­рого предполагает работу с техническими объектами. Действия, наиболее характерные для профессий данной группы.

Подтипы профессий данной группы:

-  профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, гор­ных пород;

-  профессии по обработке и использованию неметаллических

промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;

-  профессии по производству и обработке металла, механи­ческой сборке, монтажу машин, приборов, оборудования;

-  профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механиче­ского оборудования, технологических машин, установок, транс­портных средств;

-  профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, кон­струкций;

-  профессии по сборке, монтажу электрорадиооборудования,

приборов, аппаратов;

-  профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электро­оборудования, приборов, аппаратов;

-  профессии, связанные с применением подъемных, транс­портных средств, управлением ими;

-  профессии по переработке продуктов сельского хозяйства. Результаты труда и перспективы профессионального роста в

профессиональной деятельности сферы «человек - техника».

3. Профессиональные пробы

Особенности профессиональной деятельности, характер и со­держание труда водителя автомобиля. Работа с профессиограммой. Практическая работа с компьютерным тренажером.

Особенности профессиональной деятельности, характер и со­держание труда слесаря механосборочных работ. Работа с профес­сиограммой. Практическая работа с конструктором.

Особенности профессиональной деятельности, характер и со­держание труда инженера. Работа с профессиограммами. Эвристи­ческий семинар «Решение изобретательских задач».

Особенности профессиональной деятельности, характер и со­держание труда техника вычислительного центра. Работа с про­фессиограммой. Практическая работа с компьютерным стендом. 

4. Рефлексия

Реалистическая оценка профессий группы «человек - техни­ка», понимание содержания профессиональной деятельности в данной сфере, типичных профессиональных трудностей, объек­тивных достоинств и недостатков профессий. Определение своего отношения к тем действиям, которые характерны для данных про­фессий. Соотнесение своих возможностей с требованиями, предъ­являемыми к выбранному типу профессий.

Защита творческого проекта. 

 

С ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ НА «ТЫ» 

1. Введение

Предмет и задачи курса:

понятия  «профессия»,  «профессиональная деятельность», «специальность»;

-  значение профессионального самоопределения;

-  требования   к   составлению   личного   профессионального плана;

-  понятие профессиограммы.

-  анализировать профессиограммы;

-  составлять личный профессиональный план.

2. Характеристика профессий группы «человек - знаковая система»

Особенности профессий группы «человек - знаковая система».

Основные требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с различными видами информации. Действия, наиболее характерные для профессий данной группы. Подтипы профессий данной группы:

-  профессии, труд в которых связан с обработкой текстовой информации;

-  профессии, труд в которых связан с обработкой числовой информации;

-  профессии, труд в которых связан с обработкой графической информации.

Результаты труда и перспективы профессионального роста в профессиональной деятельности сферы «человек - знаковая система» 

3. Профессиональные пробы

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда секретаря. Работа с профессиограммой. Практическая работа «Оформление документа».

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда программиста. Работа с профессиограммой. Практическая работа «Составление алгоритма решения задачи».

Особенности профессиональной деятельности, характер и со держание труда бухгалтера. Работа с профессиограммами. Практическая работа «Составление сметы расходов».

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда чертежника-конструктора. Работа с профессиограммой. Практическая работа «Разработка модели объекта и оформление чертежа». 

4. Рефлексия

Реалистическая оценка профессий сферы «человек - знаков система», понимание содержания профессиональной деятельное в данной сфере, типичных профессиональных трудностей, объективных достоинств и недостатков профессий. Определение своего отношения к тем действиям, которые характерны для данных профессий. Соотнесение своих возможностей с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессий.

Защита творческого проекта.

 

ХИМИЯ И МЕДИЦИНА

1.Введение

Первые шаги химии в медицине. Понятие о фармако­логии, иатрохимии, химиотерапии. Парацельс - основоположник медицинской химии. Клавдий Гален — фармаколог. П. Эрлих — основополож­ник химиотерапии. Профессии: химик, биохимик, фар­мацевт, лаборант. Лекарственные вещества. Классифика­ции лекарственных веществ: фармакологическая, химиче­ская. Сырье для получения неорганических, органических лекарственных веществ. Формы лекарственных препара­тов: таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настой­ки и др.

Лабораторный опыт. Ознакомление с формами ле­карственных препаратов. 

2. Самые простые из лекарств

Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Применение раство­ров перманганата калия в быту, в медицине. Правила хра­нения. Меры первой помощи при отравлении концентри­рованным раствором перманганата калия. Пероксид водорода, история открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине: кровоос­танавливающее и дезинфицирующее средство. Иод: исто­рия открытия, строение, физические и химические свой­ства, применение.

Борная кислота, борный спирт, антисептическая ак­тивность. Физиологический раствор. Ляпис. Нашатыр­ный спирт. Гексагидрат хлорида кальция. Гептагидрат сульфата цинка. Активированный уголь.

Практическая работа № 1. Приготовление рас­твора хлорида кальция с заданной массовой долей.

Лабораторные опыты. «Жидкий хамелеон». Разло­жение пероксида водорода. Н2О2 — окислитель, восста­новитель. Растворение иода в воде, в спирте. Распознава­ние иодидов. Обесцвечивание раствора перманганата ка­лия активированным углем.

3. Органические вещества

Понятие об органических веществах, отличие от неор­ганических. Аспирин, физические свойства, история по­лучения, применение. Фталазол. Хинин. Антибиотики.

Практическая работа № 2. Распознавание лекар­ственных веществ.

Лабораторные опыты. Растворение в воде аспирина, фталазола. Определение салициловой и уксусной кислот.

4. Ядовитые вещества

Яды. Классификация ядовитых веществ. Угарный газ: признаки отравления. Оказание первой помощи. Ртуть. Токсичность паров ртути. Соли ртути: коломель, сулема, применение в медицине. Мышьяк. Свинец. Соединения хрома. Токсичность органических растворителей. Прави­ла хранения ядов в быту. Меры первой помощи при от­равлении. Химия и медицина.

  

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 9А класс

 № п.п

Содержание занятий

Количество часов

 

Современное производство и профессиональное образование

 

1

Основы профессионального самоопределения.

Отрасли экономики.

2

2

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности.

2

3

Классификация профессий.

2

4

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2

5

Профессиональные склонности, интересы.

2

6

Способности, условия их проявления и развития.

2

7

Природные свойства нервной системы.

2

8

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

2

9

Мотивы, ценностные ориентации.

2

10

Профессиональные и жизненные планы. Проф.пригодность.

2

11

Здоровье и выбор профессии.

2

12

Профессиональные пробы.

2

13

Проектная деятельность.

11

 

Влияние физики на жизнь человека

 

 

Тема №1. Начала физики.

6

1.

Астрономия-наука, создавшая физику.

4

2.

Физика-основа всех естественных наук.

2

 

Тема №3.Физика и духовный мир. Развитие цивилизации.

8

1.

Развитие взглядов на Вселенную.

2

2.

Окружающий мир и религиях Востока.

2

3.

Окружающий мир в религиях Запада.

2

4.

Взаимопонимание и взаимодополнение науки и религии.

1

5.

Квантовая физика – новый взгляд на строение вещества. Пространство и время.

1

 

Тема №2.Физика и материальный мир. Развитие цивилизации.

20

1.

Физика в быту

4

2.

Физика в промышленности и сельском хозяйстве.

4

3.

Физика в средствах связи.

4

4.

Физика в медицине.

4

5.

Космонавтика.

4

 

Итоговый урок

1

 

ИТОГО

70

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 9Б класс

 № п.п

Содержание занятий

Количество часов

 

Современное производство и профессиональное образование

 

1

Основы профессионального самоопределения.

Отрасли экономики.

 

2

2

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности.

2

3

Классификация профессий.

2

4

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2

5

Профессиональные склонности, интересы.

2

6

Способности, условия их проявления и развития.

2

7

Природные свойства нервной системы.

2

8

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

2

9

Мотивы, ценностные ориентации.

2

10

Профессиональные и жизненные планы. Проф.пригодность.

2

11

Здоровье и выбор профессии.

2

12

Профессиональные пробы.

2

13

Проектная деятельность.

11

 

Техника без тайн

 

14

Введение.

1

15

Характеристика профессий группы «чело­век - техника»

4

16

Профессиональные пробы

8

17

Рефлексия

4

 

С информацией на «ты»

 

18

Введение.

1

19

Характеристика профессий группы «человек- знаковая система»

4

20

Профессиональные пробы

8

21

Рефлексия

5

 

Итого

70

 

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 9В класс

 № п.п

Содержание занятий

Количество часов

 

Современное производство и профессиональное образование

 

1

Основы профессионального самоопределения.

Отрасли экономики.

 

2

2

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности.

2

3

Классификация профессий.

2

4

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2

5

Профессиональные склонности, интересы.

2

6

Способности, условия их проявления и развития.

2

7

Природные свойства нервной системы.

2

8

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

2

9

Мотивы, ценностные ориентации.

2

10

Профессиональные и жизненные планы. Проф.пригодность.

2

11

Здоровье и выбор профессии.

2

12

Профессиональные пробы.

2

13

Проектная деятельность.

11

 

Техника без тайн

 

14

Введение.

1

15

Характеристика профессий группы «чело­век - техника»

4

16

Профессиональные пробы

8

17

Рефлексия

4

 

Химия и медицина

 

18

Введение

2

19

Самые простые из лекарств

6

20

Органические вещества

5

21

Ядовитые вещества

4

 

Итого

70

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter