Урок-конференция по истории 10 класс: Международные отношения в межвоенный период 1920 –1939 г.г.

Автор: Ерицян Евгеня Рафаеловна, учитель истории, ГУО "Боровская средняя школа Лепельского района" Витебской области

 

Цели урока:

-  обобщить все приобретенные знания по теме, выяснить кто же все-таки виноват в развязывании второй мировой войны и сделать соответствующие выводы;

- продолжить формирование навыков и умений самостоятельной работы, активизировать умственную деятельность,  анализировать документы и события, делать соответствующие выводы,  развитие чувства ответственности при     выполнении задания,

- способствовать осмыслению учащимися решения всех международных конфликтов только через мирные переговоры.

Тип урока: конференция с использованием элементов проблемной дискуссии.

Оборудование: карты «Европа в 1924 –1939гг», «Политическая карта мира в 1924 – 1939гг»

Эпиграф урока: «Войны начинаются в умах людей». Из преамбулы ЮНЕСКО (1946г.)

 

Проблема урока: Кто виноват? Можно ли было предотвратить войну?

Подготовительный этап:

1.  Класс был разделен на три группы и каждая  готовила свой доклад. В каждой группе было по 6-7 человек, причем работа была организована следующим образом: двое из группы собирали материал, двое готовили доклад в письменном виде, а третья пара должна была на конференции представить этот доклад, с учетом мнений всех участников группы. На случай, если мнения расходились, то надо было представить все мнения.

2. Каждая группа готовит двум другим по два вопроса по их теме.

 

Ход урока

I. Организационный этап:

Вначале урока учитель  говорит о масштабах войны.

Далее он ставит проблему: «Кто виноват в развязывании второй войны? Только ли Германия?».

Сегодня мы должны охватить следующие вопросы:

1. Версальско-Вашингтонская система в период экономической и политической стабилизации.

2. Кризис Версальско-Вашингтонской системы.

3. Мир на пороге войны: Как это получилось?

4. КТО ВИНОВАТ?  Можно ли было предотвратить войну?

 

II. Усвоение нового материала в ходе самостоятельно познавательной деятельности учащихся

Нам предстоит выслушать доклады о внешней политике всех ведущих государств в межвоенный период. Каждой группе предоставляется 5-7 минут.

После выступления докладчиков начинается дискуссия по следующим вопросам:

1. Докажите, что Версальско-Вашинггонская система таили в себе опасность новых международных конфликтов.

Еще в 1919г. В.И.Ленин говорил: «Сейчас, когда Версальский мир подписан, большевики оказались правы: мир этот хуже Брестского мира, заключенный в свое время нами с издыхающим германским империализмом. Теперь становится все яснее и яснее, что этот день будет поражением английского, американского и прочего империализма».

 

Прокомментируйте.

2. Перечислите ограничения Германии результате Версальского мира.

3. Устранила ли она противоречия между государствами?

4. Почему эта система выглядела так устойчиво хотя бы временно?

5. Кто явился главным инициатором уступок Германии?

6.  Чем помог мировой экономический кризис Германии, а чем навредил?

7. Кто виноват в приходе фашистов к власти? Они же пришли к власти законным путем?

8.  Рухнула ли бы Версальская система без фашистов? Как? Кто же является виновником краха?

9. К чему привела политика Западных стран мир к 1939г?

10 Сравните фрагменты из выступлений У. Черчилля. Чем объяснить их противоположный смысл и направленность?

Из выступлений в парламенте 1937г.: «Нам предстоит бороться против зверя социализма, и мы будем в состоянии справиться с ним куда более эффективно, если будем действовать как единая стая гончих, а не как стадо овец».

Из выступлений в парламенте весной 1939г. «Никто  не может сказать, что не существует солидной общности интересов между западными демократиями и Советской Россией…Величайшей глупостью, которую мы могли бы совершить, был бы подрыв нашего естественного сотрудничества с Советской Россией».

11. Выступая на сессии Верховного Совета СССР 31 мая 1939г. В.Молотов заявил, что Советское правительство приняло предложение Англии и Франции начать переговоры с целью укрепления отношений между этими странами  и организации фронта мира против дальнейшей агрессии.

Почему же Англия и Франция, понимая военную опасность со стороны Германии, тем не менее уходили от того, чтобы заключить союз с СССР и таким образом создать прочный заслон перед Гитлером?

12. Целесообразно ли было решение о заключении пакта и договора

СССР и Германии в 1939г.? Почему?

13. Почему Англия и Франция проводили политику умиротворения      по отношению к Германии?

14. В дипломатической документации СССР за 1937-1938гг. не обнаружено свидетельств, которые говорили бы о советских намерениях добиваться взаимопонимания с Берлином. Со стороны Германии с конца 1938г. - нач 1939г. начался зондаж возможностей улучшения отношений с СССР «Инсценировкой нового Рапалльского этапа» назвал его Гитлер. Судя по документальным данным, советское руководство располагало надежными сведениями о военных приготовлениях нацистского режима, а также о линии поведения западных держав.

Чем объяснить внезапность поворота СССР в отношениях с Германией?

Была ли целесообразность заключения пакта Риббентропа-Молотова и секретного протокола к нему?

15. Почему, на ваш взгляд, не удалось создать систему коллективной безопасности? Что для этого надо было предпринять? Какую роль такая система играет в современном мире?

16. Почему в 1938г. правительство Чехословакии предпочло лишиться части своей территории, но отказалось воспользоваться помощью СССР?

17. Подписание Мюнхенского соглашения неоднозначно было воспринято разными политическими деятелями. Британский премьер-министр Н.Чемберлен заявил: «Я привез вам мир для целого поколения!». Приветствуя  «миротворца» Чемберлена в Палате общин, У.Черчилль сделал комментарий: «Не думайте, что это конец. Это только начало расплаты. Это первый глоток. Это первое смакование той горькой чаши, которую нам будут подносить год за годом». Объясните, почему Черчилль и Чемберлен по-разному отнеслись к подписанию договора в Мюнхене.

18. Имелись ли у мирового сообщества в 20-30х  гг.шансы предотвратить войну? Можно ли говорить об ответственности всех ведущих государств мира за ее возникновения? Различна ли мера этой ответственности? Оцените вину и ответственность каждого государства.

 

III. Закрепление

В конце урока подходим к решению нашей проблемы. Каждая группа дает свой ответ на эту проблему, оценивая меру вины и ответственности каждого государства и группы государств в развязывании войны.

 

Творческое задание: «Если б я был Сталиным…» выполняется письменно в тетради и сдается учителю. При наличии времени, можно выслушать несколько учеников.

 

IV. Рефлексия

Каждая группа выставляет оценки себе и другим группам за доклады и работу на уроке и отдает их учителю, которые он вместе со своими оценками выставляет в журнал.

 

V. Домашнее задание

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter