Рабочая программа по природоведению. 5 класс

Всего: 102  час.; в неделю: 3 час.; резерв времени 1 час.

Уровень изучения: базовый

Планирование составлено на основе: рабочей программы и учебника А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс»

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание программы

Требования к уровню подготовки

Учебная и методическая литература

Календарно – тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

2. Нормативно-правовая база

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

3. Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 учебных часа для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 3 учебных часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 1 час для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

4.Форма организации образовательного процесса

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и проведение опытов.

5. Механизмы формирования компетентности обучения.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

6.  Формы контроля.

Тестовый контроль, работа с картой, заполнение таблиц, практические работы, фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос.

7. Учебная литература

Плешаков А.А., Сонин, Н.И. «Природоведение» - М.: Дрофа, 2011

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

I.    Изучение природы

5

II. Вселенная

16

III.  Земля

40

IV. Жизнь на Земле

22

V. Человек на земле

17

                                  Резервное время

1

Практические работы

Часть I. Изучение природы (5 часа)

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

3. Великие естествоиспытатели.

Часть II. Вселенная (16 часов)

1. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Часть III. Земля (40 часов)

1. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений.

2. Наблюдение погоды, изменение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Часть IV. Жизнь на Земле (22 часов)

1. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.

2. Исследование влияния температуры, света и влажности на проростание семян.

3. Примеры приспособления растений и животных к среде обитания.

4. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступныпи путями их решения.

Часть V. Человек на Земле (17 часов)

1. Измерение своего роста и массы тела.

2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

 Литература и средства обучения

1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2007.

2.  Т.В. Козачек. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/Т.В. Козачек – Волгоград, 2005.

 

Содержание курса 

Тема 1. Изучение природы (5 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

- Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

·  многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

Уметь:

·  описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

· сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

· описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

· использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

Тема 2. Вселенная (16 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляд Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.

Роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

·  Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

·  Практические работы.

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Уметь:

· указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

· находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

Тема 3. Земля (40 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И.Кант, Д. Джинс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясение, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

· Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

· Практические работы

Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности).

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

· многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;

Уметь:

· приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ.

Тема 4. Жизнь на Земле (22 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

· Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

· строение живой клетки (главные части);

· царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

· среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

· природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

Уметь:

·  узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

· приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; 

Тема 5. Человек на Земле (17 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

· Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

· Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

· изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

· важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать их)

Резервное время – 1 часа.

 

Требования к уровню подготовки учащихся,

заканчивающих 5 класс 

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

· многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

· строение живой клетки (главные части);

· царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

· среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

· природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

· изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

· важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

· основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

· узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

· приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

· указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

· находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

· описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

· сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

· описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

· использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

· находить значение указанных терминов в справочной литературе;

· кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

· использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

· пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

· следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

· измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

· определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

· составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

· оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травм.

  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2010 -2011 учебный год

по природоведению

Класс (классы): 5 класс

Количество часов:

Всего:102  час.; в неделю: 3 час.; резерв времени 1 час.

Вид программы: типовая; скорректированная; авторская

Уровень изучения: углубленный; расширенный; базовый

Планирование составлено на основе: рабочей программы и учебника А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс»

Учебные пособия и методические материалы:

1.  Т.В. Козачек. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/Т.В. Козачек – Волгоград, 2005.

 

Календарно-тематический план по курсу

«Природоведение. 5 класс»

По курсу Плешаков А.А., Сонин Н.И.

102 часов, 3 раза в неделю

Дата

Тема урока

Практические работы

д/з

Тема 1.  Изучение природы (5 уроков)

1

 

Введение. Природоведение – комплекс наук о природе.

 

Записи в тетради, рассмотреть весь учебник

2

 

Науки о природе.

 

6-11, с.14 в.1

3

 

 

Методы изучения природы.

 

15-17

4

 

Оборудование для научных исследований.

№1: Знакомство с оборудованием для научного исследования.

18-19

5

 

Великие естествоиспытатели.

 

21-22

Тема 2.  Вселенная  (16 уроков)

6 (1)

 

 

Что такое вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную.

 

24-25

7 (2)

 

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

 

26-28

сообщение об Аристотеле и Птолемее

8 (3)

 

Н. Коперник,

его модель Вселенной.

 

29-30

9 (4)

 

 

Д. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника.

 

30-33

10 (5)

 

Солнечная система, её состав.

Планеты земной группы.

 

34-35

11 (6)

 

 

Планета Земля и ее соседи.

 

36-38

12 (7)

 

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

 

39-42

13 (8)

 

 

 

 

Небесные тела: астероиды и кометы.

 

43-44

14 (9)

 

 

Метеоры и метеориты.

 

45-46

15 (10)

 

 

Солнце - ближайшая к нам звезда.

 

48-49

16 (11)

 

Многообразие звезд.

№2: Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

49-50

17 (12)

 

Созвездия.

№3: Нахождение созвездий

50-51

18 (13)

 

Галактики. Световой год.

 

записи в тетради

19 (14)

 

Далекие миры. Многообразие галактик.

 

51,

 

20 (15)

 

Обобщение:

 Что мы узнали о Вселенной.

 

Подготовиться к зачету

21 (16)

 

Зачет по теме «Вселенная»

 

Не задано

Тема 3. Земля  (40 уроков)

22 (1)

 

 

Представления людей о возникновении Земли.

 

54-55

23 (2)

 

Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

 

56-58

24 (3)

 

Внутренне строение Земли.

 

60

25 (4)

 

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

 

61-62

26 (5)

 

Практическая работа. Характеристика горных пород

№4: Ознакомление со свойствами г.п. и минералов.

Записи в тетради

27 (6)

 

Разрушение горных пород

 

Записи в тетради

28 (7)

 

Образование почв.

 

Записи в тетради

29 (8)

 

Состав и свойства.

 

Записи в тетради

30 (9)

 

Разнообразие почв.

 

Записи в тетради

31 (10)

 

Уход за почвой.

 

Записи в тетради

32 (11)

 

Влияние растений на почву.

 

Записи в тетради

33 (12)

 

Вещества и явления в окружающем мире.

Тела и вещества

 

64

34 (13)

 

Свойства веществ

 

Записи в тетради

35 (14)

 

Вещества и смеси

 

64-65 Записи в тетради

36 (15)

 

Молекулы. Атомы. Элементы.

 

Записи в тетради

37 (16)

 

Разнообразие веществ

 

66

38 (17)

 

Явления природы. Физические явления

 

67-69 Записи в тетради

39 (18)

 

Химические явления. Горение.

 

69-71 Записи в тетради

40 (19)

 

Окисление

 

Записи в тетради

41 (20)

 

Природные явления: Землетрясения.

 

72

42 (21)

 

Природные явления: Вулканы и гейзеры.

 

73-74

43 (22)

 

Обобщение: Строение Земли. Природные явления.

к/к – сейсмически активные зоны, действующие вулканы.

75-76

к/к

44 (23)

 

Суша планеты. Материки, острова.

Правила заполнения к/к

№5: к/к – материки, архипелаги, острова.

78-79

к/к

45 (24)

 

Характеристика природных условий материков.

 

80-81

46 (25)

 

Особенности материков планеты Земля.

№6: к/к – крупные вершины, реки, озера.

к/к, с. 84 в. 1-9

47 (26)

 

Атмосфера Земли. Строение.

 

85-86

48 (27)

 

Свойства воздуха.

 

Записи в тетради

49 (28)

 

Температура воздуха

 

85 Записи в тетради

50 (29)

 

Атмосферное давление

 

Записи в тетради

51 (30)

 

Погода. Климат.

 

86-87

52 (31)

 

Практическая работа. Описание погоды одного дня

№7

Оформить работу

53 (32)

 

Ураганы. Смерчи.

 

88-89

54 (33)

 

Гидросфера Земли, ее части.

Мировой океан.

 

91 Записи в тетради

55 (34)

 

Свойства воды.

 

91 Записи в тетради

56 (35)

 

Работа воды в природе

 

 Записи в тетради

57 (36)

 

Воды суши.

 

93

58 (37)

 

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

 

97-98

59 (38)

 

Уникальность планеты Земля.

 

99-100

60 (39)

 

Обобщающий урок по теме «Земля»

 

Подготовиться к зачету

61 (40)

 

Зачет по теме «Земля»

 

Не задано

Тема 4. Жизнь на Земле  (22 уроков)

62 (1)

 

Развитие жизни на Земле.

 

102

63 (2)

 

Животные прошлого.

 

103-105

64 (3)

 

Живые клетки.

Методы их изучения.

№8: Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа.

107-108

65 (4)

 

Большой мир маленькой клетки.

№9: Рассматривание готовых микропрепаратов клеток.

110

66 (5)

 

 

Разнообразие живого на Земле.

 

113

67 (6)

 

Одноклеточные организмы.

 

114

68 (7)

 

Многоклеточные организмы.

Грибы. Растения.

№10: Рассматривание различных групп растений.

114

69 (8)

 

Беспозвоночные и позвоночные животные.

 

115-116

70 (9)

 

Среда обитания организмов: наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к ней.

 

118-120

71 (10)

 

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.

 

121

72 (11)

 

Жизнь на разных материках.

 

123-125

73 (12)

 

Природные зоны Земли.

доклады о Р и Ж

различных ПЗ

129-130, сообщения

74 (13)

 

Природные зоны Земли.

 

131, сообщения

75 (14)

 

Растения различных

природных зон.

№11. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.

доклады о животных моря

76 (15)

 

Жизнь в морях и океанах.

коллаж: Обитатели Мирового океана

135-137

77 (16)

 

Жизнь на Земле.

№12. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

139

78 (17)

 

Охрана природы. Заповедные места

 

сообщения

79 (18)

 

Красная книга растений

 

Записи в тетради сообщения

80 (19)

 

Лекарственные растения

 

Записи в тетради сообщения

82 (20)

 

Красная книга животных

 

Записи в тетради сообщения

83 (21)

 

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»

 

Подготовиться к зачету

84 (22)

 

Зачет по теме «Жизнь на Земле»

 

Не задано

Тема 5.  Человек на Земле (17)

85 (1)

 

Происхождение человека.

Древние предки человека.

 

142-143

86 (2)

 

Первые люди.

Жизнь наших предков.

 

144-147

87 (3)

 

Обобщение:

Происхождение человека.

 

148

88 (4)

 

История географических открытий.

Открытие Америки.

 

149-150

89 (5)

 

Открытие Австралии и Антарктиды.

 

150-151

90 (6)

 

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

доклады

152-153, доклады

91 (7)

 

Как человек изменил Землю.

 

155-157

92 (8)

 

Три «подарка» человека самому себе и своей планете.

 

157-158

93 (9)

 

Жизнь под угрозой.

рис.: Правила поведения в природе

160-161, рисунок

94 (10)

 

Опустынивание и его причины.

Защита Земли от опустынивания.

 

163-165

95 (11)

 

Человек и окружающая среда

 

Записи в тетради

96 (12)

 

Здоровье человека и безопасность жизни

№13: Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи

166-169

97 (13)

 

Как сберечь свое здоровье

 

Записи в тетради

98 (14)

 

Ядовитые растения и животные

 

170-171

99 (15)

 

Вредные привычки и их предупреждение

 

сообщение

100 (16)

 

Обобщение: Человек на Земле.

 

Подготовиться к зачету

101 (17)

 

Зачет  по разделу:

«Человек на Земле».

 

Не задано

По плану 101 уроков

Резерв -1

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter