Конспект урока: Композиционное решение картины на примере натюрморта. 6 класс

Продолжение темы «Процесс создания картины» с презентацией

Цель урока: Познакомить учащихся с основами композиции, сформировать навыки грамотного размещения композиции на плоскости, развить творческое воображение и эстетическую восприимчивость.

Задачи:

- Обучающие: познакомить учащихся с правилами выполнения натюрморта, дать представление об основах композиции;

- Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое мышления, оригинальность мыслительной деятельности;

- Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к искусству.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Оборудование: репродукции картин, наглядные пособия (выполненные учителем), шаблоны.

Материалы: клей, альбомы.

 

Ход урока
1. Организационный этап.

2. Сообщение темы и цели урока.

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного,

Представь, насколько жизнь

Была бедна б,

Коль не было бы в ней чудес

Невиданных.

- Сегодня мы с вами продолжим тему «Процесс создания картины» и узнаем о правилах постановки композиции натюрморта на плоскости.

-Цель нашего урока научиться на практике пользоваться этими правилами.

3. Повторение пройденного материала.

Вопросы классу:

Вспомним, с чего мы начинаем работу над картиной?

(Подбор сюжета, сбор материала, наброски)

Учитель:

- Молодцы, вы правильно отвечаете. Теперь поговорим о следующем этапе создания картины. Выбрать сюжет картины и подготовить наброски отдельных элементов, это ещё не всё, главное правильно, гармонично разместить эти элементы на плоскости нашей картины. Размещение отдельных предметов (элементов) на картине с учётом определённых правил называется композицией.

При составлении композиции натюрморта мы тоже пользуемся такими правилами.

Вопрос классу:

- Вспомните, что такое натюрморт? (Мёртвая природа.) (Картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т. д.)

4. Вводная беседа и объяснение нового материала.

 - Молодцы! Сегодня я расскажу вам об основных правилах постановки натюрморта: 

- Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому назначению. Композиция должна выглядеть естественно. Если поставить рядом с овощами гипсовую статуэтку, постановка будет выглядеть нелепо; (зрительный ряд)

- В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету. Два, или несколько одинаковых по размерам и форме предмета не производят впечатления единого целого. (Зрительный ряд)  Надо избегать слишком большой разницы в размерах предметов. Коробочка спичек рядом с большим сосудом будет мала и неинтересна; (Зрительный ряд)

- Предметы должны гармонично сочетаться др. с др., соприкасаться, составляя единое целое, но, не загораживая др. др.; (Зрительный ряд)

- В композиции должен быть композиционный центр. Это предмет, который по своему смысловому значению, размерам, форме, цвету был бы главным, центральным. Обычно композиционный центр находится на втором плане; (Зрительный ряд)

- Величина изображения всей группы предметов должна находиться в соответствии с фоном. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением; (Зрительный ряд)

- Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиции, которая построена на основе фигур с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов придаёт композиции ощущение движения, беспокойства. Но не надо думать, что предметы натюрморта надо располагать обязательно по схеме. Интересное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы, высыпались из корзины.

5. Самостоятельная работа.

- Перед вами чистый альбомный лист. С помощью шаблонов составьте композицию натюрморта в технике «аппликация». Шаблоны представляют собой изображения предметов разных по величине, форме и назначению (предметы повседневного быта, овощи, фрукты).

- Ваша задача, составить композицию натюрморта, с учётом вышеперечисленных правил. (Музыкальный ряд)

6. Анализ и оценка работы детей.

- Подведём итог нашего урока.

- О каком жанре изобразительного искусства мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали о натюрморте?

- Какими правилами мы пользуемся при построении композиции натюрморта?

- Молодцы!

- И закончить наш урок хочу словами Блонделя

- «Конечная цель искусства - побудить делать людей то, что им нужно и осознать то, что они знают».

(Называю активно работавших на уроке детей, ставлю им оценки.)

7. Задание на дом.

Составить натюрморт из предметов кухонной утвари, выполнить набросок.

 

Скачать

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter