Викторина по биологии «Что? Где? Когда?» 7-8 класс

Задачи:  продолжить формирование интереса у учащихся к биологии;

развивать умение учащихся использовать полученные на уроках биологии знания при решении биологических задач, использовать научную терминологию;

работать коллективно и творчески.

Оборудование: «вертушка» с цифрами, карточки-задания, «черный ящик», ветка лавра, изображения винограда, земляники, арбу­за, муляжи огурца, яблока, луковица, морковь, картофель, настойки валерианы, календулы, плода подсолнеч­ника, побеги тополя, клена, березы, бамбук, изображения среза корня в зоне всасывания пыльцы, гербарии ландыша, черемухи, акации белой, фиалки, алоэ, бегонии.

Предлагается два варианта работы:

1 - выбирается одна команда знатоков,

2 - весь класс - знатоки и делятся на 3-4 команды.

Разработка предлагается для второго варианта.

 

Ход викторины 

1. Команды представляет себя друг другу.

Разминка

Команда представляют песню и стихотворения о природе (расте­ниях, животных).

2. Что? Где? Когда?

На обдумывание вопроса дается одна минута.

Номер вопроса определяется номером на «вертушке». Если вопрос уже был задан, то отвечаем по стрелочке на «вертушке». В том случае, если команда не смогла ответить на вопрос, возможность отвечать предоставляется другой команде.

 

Оценочная шкала:

1    вопрос – 2 балла

2    вопрос – 1 балл

3    вопрос – 1 балл

4    вопрос – 1 балл

5    вопрос – 2 балла

6    вопрос – 4 балла

7    вопрос – 2 балла

8    вопрос – 1 балл

9    вопрос – 1 балл

10 вопрос – 2 балла

11 вопрос – 2 балла

12 вопрос – 5 баллов

13 вопрос – 1 балл

14 вопрос – 3 балла

15 вопрос – 1 балл


Вопрос 1. В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов и уче­ных в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это – лавр благородный. В насто­ящее время листья его используются как приправа благодаря их пряному аромату.

Вопрос 2. На открытках изображены культурные растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что еще объединяет эти растения?

Ответ. У всех изображенных на открытках растениях многосемянный сочный плод – ягода.

Вопрос 3. Вкусные, сочные, душистые... Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки! Вита­минные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда — любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же ягода лежит в «черном ящике»?

Ответ. Огурец. Его плод – ягода.

Вопрос 4. Попробуйте напиток и ответьте на вопросы: что это за напиток? Из чего он приготовлен?

Ответ. Это отвар шиповника; он приготов­лен из сухих плодов растения.

Вопрос 5. Картофель, лук, морковь. Что объединяет их и почему морковь в этой компании можно считать лишней?

Ответ. Это органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Морковь – это корнеплод, а картофель и луковица – видоизмененные побеги.

Вопрос 6. Послушайте отрывок из произведения: «Пит подпрыгнул на два аршина, издал воинствен­ный клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принял­ся плясать на задних лапах а бешеном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушение. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту, как он, проделав несколько феноменальных сальто-мортале, с («криком») выскочил в открытое окно, увлекая за собой еще уцелевшие цветочные горшки».

Назовите художественное произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор?

О каком домашнем животном идет речь в данном отрывке?

В «черном ящике» лежит болеутолитель, которым угостили животное. Что же лежит в «черном ящике»?

Ответ. Том Сойер. Марк Твен. Речь идет о коте. В «черном ящике» находится настойка валерианы.

Вопрос 7. На рисунке изображен поперечный разрез органа растения в определенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняет данная часть изображенного орга­на?

Ответ. На рисунке изображен поперечный срез корня в зоне всасывания. Через корневые волоски в корень поступают из почвы растворы минеральных солей.

Вопрос 8. В «черном ящике» находится нечто, что приготовлено из растения семейства слож­ноцветных. Цветки в корзинках двух типов: в центре – трубчатые, коричневые или желтые, краевые – язычковые, оранжевые или жел­тые, съедобные, их плоды можно добавлять в салаты. Семянки, весьма причудливой фор­мы, без каких-либо приспособлений для рас­пространения ветром. То, что находится в ящике, применяется для очищения кожи, дезинфекции ран, является чудесным проти­вовоспалительным средством.

Что находится в «черном ящике»?

Ответ. Настойка календулы. Более рас­пространенное название календулы – ноготки лекарственные.

Вопрос 9. В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно полу­чать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что же за лакомство лежит в ящике?

Ответ. В «черном ящике» лежат семечки. Это плоды подсолнечника.

Вопрос 10. Рассмотрите ветки этих трех растений. Что это за растения? Почему данные растения можно объединить в одну группу? Назовите не менее четырех общих признаков.

Ответ. Береза, клен, тополь. Все эти рас­тения – деревья; многолетние; относятся к классу двудольных; их семена имеют приспо­собления для распространения ветром.

Вопрос 11. Рассмотрите эти три объекта. Что это за объекты? Почему растения, которым они при­надлежат, можно объединить в одну группу? Назовите общую для всех этих растений биологическую особенность.

Ответ. Плоды подсолнечника; ветка топо­ля: палка бамбука. Все эти растения обладают удивительно большой скоростью роста.

Вопрос 12. Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у всех этих растений? Перечислить не менее четырех общих признаков (лучше пять).

Ответ. Эти растения многолетние; имеют белые цветки; соцветие кисть; сильный за­пах; опыляются насекомыми.

Вопрос 13. Что изображено на рисунке?

Ответ. На рисунке изображена пыльца.

Вопрос 14. Вот три комнатных растения: узамбарская фиалка, алоэ, бегония. Определите по внеш­нему виду этих растений, в какой климати­ческой зоне находится их родина. Ответ обос­нуйте.

Ответ. Узамбарская фиалка имеет опушенные листья – приспособление к уменьшению испарения, родина ее – места с сухим и относительно теплым климатом; алоэ – листья мясистые и сочные, в них запасается вода, происходит из мест с сухим и жарким клима­том; бегония – крупные листья, испаряют много влаги и защищают тем самым расте­ние от перегрева, ее предки жили в местах с жарким и влажным климатом.

Вопрос 15. В «черном ящике» лежит талисман, кото­рый носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот зага­дочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астроно­мии.

Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в сред­ние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что лежит в «черном ящике»?

Ответ. Луковица.

 

3. Команды в течение 3-5 минут готовят задания своим соперникам.

 

4. Подведение итогов. Награждение победителей.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

 

Добавить комментарий
Mail.ru counter