Методы развития орфографической зоркости учащихся

Автор: Россихина Инесса Юрьевна, МБОУ гимназия №10, г. Воронеж, учитель русского языка и литературы

Практика работы учителя показывает, что, несмотря на знание правил, учащиеся на письме допускают ошибки, а заучивание формулировок правил не дают ученику действенных знаний. Поэтому при формировании орфографических навыков необходимо опираться не только на педагогические методические приёмы, но и на исследования психологов.

Выделяют три основных компонента в структуре орографической зоркости:

1. Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознанную учащимися постановку орфографической задачи.

2. Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации. Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а также целенаправленное зрительное восприятие.

3. Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.

Исходя из этих компонентов, важное место среди огромного арсенала методов и приёмов, используемых на уроке, нужно отвести на те из них, которые основаны на ассоциативно-подсознательном (зачастую алогичном восприятии) и, наоборот, логичном, форсирующим познавательный интерес ребёнка.

Так, мнемоника, основываясь на создании искусственных ассоциаций, при помощи которых слово запоминается легко и быстро, превращает утомительный и скучный процесс изучения трудных слов в увлекательнейшее занятие. «Запоминается то, что мгновенно припоминается… Закон грамотного письма – мгновенное припоминание верного аналога».

Мнемоника обеспечивает «мгновенное припоминание», так как найденные ассоциации не поддаются логике. «Логическое забывается, долго припоминается, поэтому правила зачастую учат ошибаться», а мнемонические примеры становятся незабываемыми, потому что интересны, неожиданны, ярки. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.

Создание свободной ассоциации – процесс творческий, и важно, что дети сами учатся создавать ассоциативные ряды, буквенно-звуковые образы, рифмовки, схематичные рисунки, понятные и значимые для них.

Метод полей подключает логику в восприятии информации, активизирует познавательную деятельность учащихся. Когда дети узнают, что слова «маникюр» и «обман» восходят к одному латинскому слову, а невеста и ведьма однокоренные слова, они сами без принуждения начинают обращаться к этимологическим и толковым словарям.

Составление словообразовательного и морфемного поля заставляет их обратиться к частотному и обратному словарю. В результате ребята понимают, что не все словарные слова в языке нужно заучивать: часто написание слова можно объяснить через принадлежность его к определённому семантическому,этимологическому, словообразовательному и другим полям. 

В результате применения данных приёмов у учащихся формируются положительная мотивация к изучению русского языка, навык творческого подхода к решению учебных задач, а главное, устойчивые навыки правописания.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, русский язык

Добавить комментарий
Mail.ru counter