Естественно-научные баталии. 10 класс

Цель:                        

- углубить и расширить знания учащихся, полученные на уроках,

- повысить интерес к предмету,

- приучить к самостоятельной творческой работе,

- развить инициативу учащихся.

Оформление:  лист ватмана с маршрутным листом на стене, маршрутные листы для каждой команды (см. приложение № 1), листочки с заданиями, листы ватмана для художественного конкурса, места участников за круглыми столами, места болельщиков каждой команды.

Оборудование: магнитофон и аудиозаписи.

Подготовка: заранее создаются три команды по 9 человек, команды болельщиков. Команды готовят представление своей команды, приветствие жюри и соперников, костюмы.

Место проведения: актовый зал

 

Естественнонаучные баталии

Ведущий:

Внимание! Внимание!

Начинаем баталии, в которых сойдутся лучшие умы трех команд. Предметом баталии будут вопросы и задачи на базе трех предметов: математики, физики, химии. В течение баталий мы посетим Историческую бухту, Поэтический остров, зайдем в Биологический пролив и Литературный архипелаг, заглянем на остров Художественный.

Оценивание конкурсов будет производиться по 5-бальной системе, компетентное жюри:

1. Повелительница психрометров, барометров, калориметров, осциллографов, выпрямителей, амперметров и т. п. – Якимова О.В.

2. Знаток прямых, плоскостей, тангенсов, котангенсов, углов, парабол, синусоид, тетраэдров и октаэдров – Губина Г. П.

3. Распорядительница фотолиза, пиролиза, гидролиза, электронных облаков и прочих вещей, вконец запутавших баталистов – Фетисова О.А.

Команды болельщиков, участвуют в конкурсе и набирают баллы (в виде звезд, которые будут даваться за правильные ответы). Эти баллы будут суммироваться с баллами команды. Т.е. вы тоже можете быть причастны к командной победе.

Итак, мы начинаем!

Причал «Дружба»

Здесь каждая команда представляется, приветствует жюри и  команды соперников и болельщиков.

Оценивается:  костюмы, эмблемы, название команды, само приветствие.

Команды заняли свое место, жюри подводит итоги приветствия.

Бухта истории наук

Командам задаются вопросы и на подготовку отводится по 1 минуте, после чего они должны дать верный ответ на поставленные вопросы.

1. В древности об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.

Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.

Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена знаменитым немецким математиком XVII в. Лейбницем. В 19 –м предложении VII книги Евклида доказывается основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время. О каком математическом понятии идёт речь? Сформулируйте его свойство.

2. О нем Максвелл сказал:

«Исследования …, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы этого! Ньютона электричества».

На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик»

Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке.

3. На рубеже XIX-XX вв. российский флот переходил на новое топливо. Известному химику в этой связи, принадлежит фраза:

«…- это не топливо, топить можно и …»

Какому химику принадлежит эта фраза, и процитируйте её полностью.

Поэтический архипелаг

Задания:

1. Кто из учёных назвал математику – царицей наук?

Сформулируйте его высказывание полностью.

 

2. До истины был труден путь…

В реторте закипела ртуть

И стала ярко-красною

Газ кислород вошёл в металл –

Вот почему он красный стал.

Учёному всё ясно,

Он понял смысл горенья:

Горенье – окисление.

Нагрел окалину и вот

Дошёл до самой сути:
Вернул пропавший кислород

И каплю чистой ртути.

Что было – осталось.

Ни грамм не исчез.

А это закон сохраненья веществ.

Запишите уравнения реакций, о которых шла речь?

 

3. Жил в Сирокузах мудрец Архимед.

Был другом царя Герона.

Какой для царя самый

Важный предмет?

Вы все догадались – корона!

Захотелось Герону

Сделать новую корону.

Золота отмерил строго,

Взял не мало и не много,

Сколько нужно, в самый раз.

Ювелиру дал заказ.

Через месяц Герону

Ювелир принес корону.

Взял корону Герон,

Оглядел со всех сторон.

Чистым золотом сверкает…

Но ведь всякое бывает,

И добавить серебро

Можно к золоту хитро,

А того и хуже – медь

(Если совесть не иметь)…

И царю узнать охота:

Честно ль сделана работа?

Не желал терпеть урон Герон.

И позвал он Архимеда…

Началась у них беседа.

Герон. Вот корона, Архимед,

Золотая или нет?

Архимед. Чистым золотом сверкает...

Герон. Но ты знаешь, всё бывает!

И добавить серебро

Можно к золоту хитро.

А того и хуже – медь,

Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что-то,

Честно ль сделана работа?

Можно ль это, ты скажи

Определить?

Но корону не царапать, не пилить…

И задумался учёный…

Как Архимед проверил «Честно ль сделана работа?».

Сформулируйте закон Архимеда.

 

Художественный полуостров

Задание:

Используя символы, условные обозначения из трех наук, нарисовать одно из животных: поросенка, кошку, слона (какой команде что достанется, определяется жребием).

Во время того, как команды рисуют, проводится конкурс с болельщиками.

 

Страна болельщиков

Отгадать пословицу (см. приложение№ 2)

Объясни её с физической точки зрения.

 

Литературный континент

Из представленной фразы составить математические, физические, химические термины.

Химия – правая рука физики, а математика её глаза.  Ломоносов М.В.

 

Биологический континент

Решите задачу:

На две партии разбившись,

Забавлялись обезьяны.

Часть восьмая их в квадрате

В роще весело резвились.

Криком радостным двенадцать

Воздух свежий оглашали.

Вместе сколько, ты мне скажешь,

Обезьян там было в роще?

 

По окончании игры подводятся итоги.

 

Скачать   Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий