Технологическая карта по географии 5 класс: Воздушная оболочка Земли – атмосфера

Автор: Останина Е.В., учитель географии. МБОУ СОШ №2 г. Советский, ХМАО-Югра

Цели: 1. Формирование представлений о строении, значении, составе атмосферы Земли.
2. Развитие навыка самостоятельной работы по заполнению маршрутного листа, учебником, схемами, уметь обобщать и формулировать выводы.
Тип: Изучение нового материала
Оборудование: презентация к уроку «Атмосфера»; мультфильм «Трям! Здравствуйте!»; компьютер, проектор, барометр учебный, простой барометр.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Подготовка к учебному занятию.

Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников

Проверяют свою готовность.

Настраиваются на учебную деятельность.

2. Актуализация опорных знаний.

Организуется частично-поисковая беседа по учебному материалу, изученному по теме «Литосфера»

 

Учитель организует частично поисковую беседу с учащимися, связанную с темой урока (о размерах и формах Земли). На предыдущих уроках мы знакомились с особенностями одной из геосфер Земли.

Как она называется? Вы узнали, что литосфера одна из геосфер Земли, какое она имеет строение? Какие процессы проходят в земной коре?

Мы продолжим изучение геосфер нашей планеты.

Отвечают на поставленные вопросы:

Твёрдая оболочка земли – литосфера.

Литосфера состоит из 2 типов земной коры континентальной и океанической.

Проходят процессы вулканизма и землетрясения, которые меняют внешний облик земной коры.

3. Постановка проблемы.

Организуется частично-поисковая беседа о других сферах Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие сферы Земли вам известны?

 

Что вы о них знаете?

 

 

Какое они имеют значение?

 

Наших знаний на данный момент достаточно о всех этих оболочках и их значении для жизни на планете?

Дети называют гидросфера, атмосфера, биосфера.

 

Гидросфер водная оболочка Земли.

Биосфера – включает в себя все живые организмы на земле.

Атмосфера – воздушная оболочка земли.

 

Предположение детей, что все они имеют; важное значение для нашей планеты.

 

Не достаточно.

3.Целеполагание.

Мотивация.

Дети совместно с учителем формулируют тему и цель учебного занятия исходя из выявленной проблемы

Организует деятельность по формулированию темы и цели  учебного занятия.

С какой оболочкой Земли мы сегодня будем знакомиться?

 

Предлагают свои варианты цели учебного занятия (изучить значение и состав оболочек Земли)

- с атмосферой.

- с гидросферой.

- биосферой.

4. Первичное усвоение нового материала

Просмотр отрывок из мультфильма, который поможет нам сформулировать тему урока. (Просмотр м/ф «Трям! Здравствуйте!»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды презентации.

 

Предлагает  посмотреть отрывок из мультфильма (Просмотр м/ф «Трям! Здравствуйте!»)

По итогам просмотра фильма организует обсуждение вопросов:

Что подарил Медвежонок Зайцу на день рождение?

Что это за страна, как вы думаете

Как называется она?

Сформулируйте тему урока.  Что такое воздух? (смесь газов)

Давайте вспомним, что вы  уже знаете о воздухе?

Где можно встретить воздух?

Что вам известно о свойствах воздуха?

А знаете ли вы о границах атмосферы?

Можете ли вы назвать слои атмосферы?

Какие  задачи мы сегодня должны решить?

Слайд 1 Литосфера Атмосфера?

В чём их сходство?

Просматривают видеофрагмент.

 

 

Предлагают варианты ответа на поставленный вопрос.

 

Тили – милитрямдлию

 

 

- воздушная

 

 атмосфера    

 

 

 

 

 

 

 

 

изучить воздушную оболочку Земли – атмосферу

 

изучить значение, размеры, состав и строение атмосферы;

Являются оболочками Земли.

5.  Осмысление учебного материала.

Первичная проверка понимания.

Организует осмысление и закрепление нового материала через самостоятельную работу и выполнения заданий по маршрутному листу.

Работа в парах с текстом учебника, анализ полученного результата на каждом этапе.

 

 

 

Работа с рисунками в учебнике.

 Слайд 2.  высказывание итальянского  учёного Эванжелисто Торричелли «Мы  живём на дне воздушного океана»

 Как понимать это высказывание?  Что это  за  воздушный океан? Почему на дне его  живём? Организует выполнение задания  по  маршрутному листу.

 

 

 Прослушайте  стихотворение,  выделитезначение атмосферы

 

 Но значительна роль атмосферы

 Для Земли и для жизни людей,

 Ведь такая воздушная сфера

 Защищает от многих вещей:

 От мороза ли темною ночью,

 От перегрева в солнечный день,

 От паденья на Землю кучи

 Самых разных космических тел.

 Много вредных космических лучиков

 Атмосфера не пустит без ключика.

 Для непрошеных злобных лучей

 Не должно быть открытых дверей.

 Наш воздушный большой океан,

 Омывающий множество стран,

 Наш защитник, обидчик, помощник,

 Без которого жить невозможно.

 Выполняя защитную функцию,

 Атмосфера нам воздух дает.

 Значит, вывод верный:

 Человек без неё не живет!

 

Слайд 5.  (проверка)

  Значение воздуха на Земле.

 1. Дыхание живых организмов.

 2. Защита от перегревания и от переохлаждения.

 3. Защита от попадания небесных тел.

 4. Защита от ультрафиолетовых лучей,  губительных для всего   живого.

 Проанализируйте  текст на стр.65 «Размеры  атмосферы» ответьте на следующие  вопросы в маршрутном листе: Слайд 6.

 

 Слайд 7. Постановка проблемного вопроса  классу:  «Однородна или неоднородна атмосфера?» Как считаете вы, ребята?

 

 Слайд 8. Состав воздуха (самопроверка)

 Какого газа больше всего в атмосфере?

 Какой газ необходим для жизни?

 

 Используя рис.43 стр.66 учебника,  ключевые понятия стр.66 - 67 учебника,  опишите строение атмосферы Земли

 

 Слайд 9. Действительно ли… проверка  работы по маршрутному листу.Тропосфера   - средний слой атмосферы?

 Тропосфера – «кухня погоды»?

 Стратосфера расположена выше мезосферы?

 Термосфера –верхний слой атмосферы?

 

Слайд 10. Школа географа – следопыта (проводит учитель)

Доказать существование атмосферного давления.

 

 Слайд 11., демонстрация барометра 

- Это прибор, которым измеряют атмосферное давление.

 

«А вам слабо?» - демонстрация домашнего барометра (стр.68 – 69)

 

 Физкультминутка.

 

Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.

«Задуем  свечу». Наберём в грудь  воздуха и задуем воображаемую   свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5). Не погасла, попробуем еще раз.

« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули  ( повторить 2 раза).

«Вдох - выдох». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2 раза).

 Слайды 12 -20 (просмотр, обсуждение, выводы)

Самостоятельная работа  с индивидуальной карточкой, в тексте которой следует заполнить пробелы, воспользовавшись словами для отбора.

Слайд 21. - Слайд 22. Взаимопроверка.

На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют работы друг друга и оценивают; их (ставят «+» за каждый правильный ответ)

Карточка – задание.

1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.

2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.

3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.

4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы.

5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого  ультрафиолетовые лучи.

6.  Самый нижний слой атмосферы ___________, в котором находится большая часть ______ .

7.Воздух образует _____ давление.

 

Поднимите руки те, у кого все ответы правильные?

У кого допущено 1 -2 ошибки.

Внимательно слушают учителя,

определяются с этапами выполнения работы.

 

Маршрутный лист. (приложение №1)

  1. Пользуясь учебником, стр. 64, дать определение понятию - что называют«атмосферой».
  2. Как называется наука – занимающаяся изучением атмосферы.
  3. Из текста стихотворения выписать значение атмосферы.

 

 

 

Совместно работают в парах проверяют друг у друга организация взаимопроверки.

 

Формулировка вывода о значении атмосферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Действительно ли, атмосфера из космоса выглядит как тонкая плёнка вокруг Земли?
Что показали расчёты учёных?

Есть ли воздух на высоте 500 – 800 км.?

На какой высоте проходит граница между атмосферой и космосом?

Выскажите своё мнение о размерах атмосферы Земли.

  1. Чтобы выяснить состав воздуха, вам предлагается набор слов и цифр, при помощи которых составьте схему «Состав атмосферы», используя текст учебника стр.65 – 66, сделают соответствующий вывод.

(Газы, 99%, водяной пар, кислород, озон, 28%, озоновый слой, 20-25 км,)

 

 

 

 

 

 

азота

кислород

 

 

 

 

  1. Какой слой самый нижний. (Тропосфера)
  2. Какова мощность тропосферы и меняется-ли она (мощность тропосферы меняется : 8-10 км. в полярных областях и 15-18 км. Вблизи экватора).
  3. Какие слои располагаются выше тропосферы? (стратосфера – до 50-55 км. , мезосфера до 80-85 км. и термосфера 800км.)

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы со слайда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся знакомятся с текстом учебника на стр. 67, работа 1 (стакан, вода, лист бумаги)

Делают вывод: вода не вылилась, т.к. атмосферное давление , действующее на лист  бумаги снизу, выше давления в стакане, действующего на лист бумаги сверху.

 

Внимательно слушают информацию.

 

Выполняют упражнения.

 

  1. Слова для отбора : высота, озоновый, тропосфера, кислород, газы, атмосферное, тропосфера, озон, стратосфера.

 

Учащиеся проверяют свои ответы.

 

 

6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

 

 

Организация  беседы по изученному материалу.

Слайд 2.

Вернемся к высказыванию итальянского ученого Эванжелисто Торричелли: «Мы живем на дне воздушного океана»?

Как понимаете?

Что это?

Почему на дне?

 

Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?

 

Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?

 

Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал.  Что для вас сегодня было самым сложным?

 

 Кто не понял материал?

 

В классе лежат воздушные шарики  бело – сине – голубых тонов. Каждому ученику предлагается выбрать и надуть соответствующий шарик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может надуть белый или голубой шар; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его шарика будет тёмным. Из шариков формируется облачко или тучка.

По цвету образованных облаков можно сделать вывод о состоянии атмосферы в 5 классе к концу урока.

Отвечают на поставленные вопросы учителя:

 

Мы живём в нижнем слое атмосферы – тропосфере, где находится большая часть воздуха, кислорода. Атмосфера начинается от литосферы вверх.

 

Мы сегодня вместе узнали, что такое атмосфера.

Познакомились с размерами, составом атмосферы.

Изображали слои атмосферы Земли.

Доказали существование давления атмосферного воздуха в школе географа – следопыта.

 

Самооценка  деятельности учащихся.

7. Домашнее задание.

 

 

 

 

Объяснение домашнего задания.

Объясняет выполнение домашнего задания:

Слайд 21. Домашнее задание.

П. 12 (читать и пересказывать), знать основные термины.

По желанию на выбор:

- составить кроссворд « Атмосфера» с использованием основных понятий.

(9-10 слов – на «5»,  8 слов – на «4»);

- смастерить простой барометр стр.68 - 69 учебника

Объявляет об окончании занятия.

 

Слушают домашнее задание, записывают в дневник.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Добавить комментарий
Mail.ru counter