Классный час: За здоровый образ жизни. 7-8 класс

Зеленая аптека на службе человека

Цель: углубить знания учащихся о лекарственных растениях;

- сформировать навыки по сбору лекарственных растений;

- познакомить детей в игровой форме с немедицинскими способами лечения простудных заболеваний;

- формировать желание заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

- Иллюстрации дикорастущих лекарственных растений;

- Индивидуальные раздаточные карточки с теми же растениями;

- Плакат с загадками о культурных растениях «здоровье в саду и на грядке»;

Участники: 2 команды. Один ведущий, жюри.

Ход мероприятия.

Ведущий.

ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду-

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята-

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Вопрос: О каком значении растений говорится в этом стихотворении?

Ведущий. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6-му тыс. до н.э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечение травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах.

Конкурс № 1. Лечебные свойства растений.

Необходимо отгадать загадки, назвав растение, о котором идет речь. (один верный ответ- 1 балл.)

Загадки:

1. Очень вкусные плоды

И полезные они:

Много жира, витаминов,

Как питательны они!

Ядра ели в шоколаде,

Скорлупа -  краситель яркий.

Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвем с ветвей? (Орех.)

2. Эти разные листочки

Лечат сердце, лечат почки.

Улучшают аппетит,

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке. (Петрушка.)

3. Этот плод – аптека наша,

Из него полезна каша,

Семечки -деликатес,

И глистам – противовес.

Диетическое блюдо –

От болезней всех, как чудо! (Тыква.)

4. Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы,

И вылечить простуду

Им  тоже сможем мы! (Лук.)

5. В бордовых корнеплодах

Лекарство от запоров.

Давленье понижает

И кровь оздоровляет.

Салат от ожиренья,

А сок – от воспаленья. (Свёкла.)

6. Листья – будто кружева,

Украшенье для стола.

Повышают аппетит,

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение,

И всё от воспаления. (Укроп.)

Ведущий.      Если хочешь быть здоров,

                        Обойтись без докторов –

                        Ешь почаще лук, чеснок,

                        Ведь от них большущий прок!

                        Если ты поранил ногу,

                        Не тревожься, не реви,

                        Подорожник на подмогу

                        Ты к себе скорей зови!

Человек издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками».

От какого слова образовано это название?

Изучив лекарственные свойства растений, травники заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся и сейчас.

1-й ученик. Природа – сказочное царство,

                        Там кругом растут лекарства,

                        В каждой травке, в каждой ветке –

                        И микстура, и таблетки.

                        Ну а чем и как лечить,

                        Мы вас можем научить.

                        Все целебные растения

                        Знаем мы без исключения.

                        Нужно только не лениться,

                        Нужно только научиться

                        Находить нам те растения,

                        Что пригодны для лечения.

Ведущий. С некоторыми из них вы сегодня уже познакомились.

Ведущий. Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

                        В середине золотая. Кто она такая?

Появляется ромашка.

Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота».  Родина моя – Америка.

Ведущий. Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка. Если случится тебе простудиться,

            Появится кашель, поднимется жар,

            Придвинь к себе кружку, в которой дымится

            Слегка горьковатый душистый отвар.

Появляется подорожник.

Подорожник. Это я – Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая –нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из виду.

С названьем простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок – подорожник

Растёт у российских дорог.

Дороги спешат за курганы,

Дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли…

Невзрачный цветок подорожник

Растёт у дороги в пыли.

Ведущий. Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен?

Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат – беги ко мне срочно. Я помогу!

Появляется Шиповник.

Ведущий. Вы кто такие? Зачем к нам пришли?

Растения вместе. Мы пришли к своим друзьям. Мы тоже лекарственные растения.

Шиповник.

            Где-то в чаще дремучей,

            За оградой колючей,

            У заветного местечка

            Есть волшебная аптечка.

            Там красные таблетки

            Развешаны на ветке.

            Меня зовут царем кустов

            За цвет и запах моих цветков.

            Хоть куст мой зеленый

            Вас ранить готов,

            Но я помогу всем больным

            И тем, кто здоров.

Ведущий. Но как ты, Шиповник, можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный, в нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете.

Мать -и –Мачеха выходит вперед.

Мать -и –Мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.

Ведущий. Знаем! Ты - Мать -и –Мачеха!

Мать -и –Мачеха.

            Если кашель вас замучил, воспаленье началось,

            Подружись со мной скорее, обещаю: всё пройдет!

Ромашка. Как хорошо, что все мы вместе собрались на этой поляне! Давайте танцевать.

Появляются мама с дочкой

Мама.

            Что ты, доченька моя, побледнела?

            Иль головка у тебя заболела?

            Надо, надо обратиться к врачу…

Девочка.

            Ой, к врачу я не хочу!

Появляется доктор Пилюлькин.

Мама.

            Осмотрите мою дочь внимательно.

            И поставьте ей диагноз обязательно.

            Ну, а я её потом полечу…

Девочка. Я таблеток не хочу!

Пилюлькин. Здравствуйте, ребята! Что случилось? Что болит? Есть и йод, и вата, и пилюли!

Девочка.

            Боли, доктор, в голове,

            Помогите, доктор, мне.

            Не хочу я даже сладость –

            Вот какая везде слабость!

Пилюлькин.

            Сейчас осмотр проведу,

            Чем смогу – тем помогу,

            Ручки слабые, ножки тоже.

            Так. На что это похоже?

            Ну-ка рот открой пошире:

            Раз, и два, и три, четыре.

            Зубы все пока на месте.

            Посоветуемся вместе…

Советы-реплики от ребят.

- Надо дать ей таблетки!

- В нос закапать из пипетки!

- Надо выпить порошок!

- Антибиотиков мешок!

- Надо дать ей микстуру!

- Справку дать от физкультуры!

Пилюлькин. Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!

            Ваши знания видны,

            Но таблетки ей вредны!

            Организм ваш молодой –

            Сам он справится с бедой.

            Только чуда вы не ждите –

            Себе сами помогите.

            А помощников не счесть!

            Травы лечащие есть!

            Отвари и пей, когда

            Подойдет к тебе беда.

Ведущий.  О каких же растениях говорит доктор Пилюлькин? Разгадав кроссворд, мы узнаем, чем ещё можно лечить простуду.

1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из майских дней

Май серёжки дарит ей.

2. Я красна, я кисла –

На болоте росла.

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

3. Осень в сад к нам пришла.

Красный факел зажгла.

Здесь разные птицы снуют

И, галдя, его клюют.

4. Маленький, горький, луку брат.

5. Бусы красные висят.

Из кустов на нас глядят.

Очень любят  бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Ответы: 1. Береза. 2. Клюква. 3. Рябина. 4. Чеснок. 5. Малина.

Пилюлькин.     А ещё, девочка,

                        Баня с паром, кипятком,

                        Венком и лежаком!

Девочка.           Нет! Сегодня я уже купалась!

                        Без ушей чуть не осталась!

Пилюлькин.     Нет  так нет! Тогда скорей

                        Чая с мёдом ты попей!

                        Иль с вареньем из малины,

                        Или с соком из рябины.

                        У природы есть секрет,

                        Как быть здоровым много лет.

Девочка.           Вот спасибо, доктор, вам!

                        Каждый должен думать сам,

                        Как здоровье сохранить

                        И болезни победить.

Простите меня, пожалуйста, растения, ведь всё это от моего незнания!

Лекарственные растения приходят к девочке на помощь, и у неё всё перестает болеть.

Конкурс № 2. «Зеленая аптечка»

 Каждой команде даются 3 карточки. Необходимо заполнить таблицу, правильно сопоставив название растения, используемую часть и применение (1 балл – за правильно составленную строку).

 

Карточка №1

Название растения,

Его изображение

Карточка №2

Какую часть

используют

Карточка №3

Применение

В медицине

  1. Одуванчик лекарственный
  2. Ромашка аптечная
  3. Подорожник большой
  4. Чистотел большой
  5. Тысячелистник обыкновенный
  6. Лист, корень
  7. Надземную часть
  8. Цветки
  9. Надземную часть
  10. Листья
  11. Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка
  12. Заживляет раны, помогает при ушибах
  13. Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос
  14. Лечение кожи, туберкулеза
  15. Кровоостанавливающее, заживление ран
   

 

Лекарственные растения (ответ)

 

Растение

Какую часть

используют

Применение

В медицине

  1. Одуванчик лекарственный

 

Лист

Корень

Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка

 

  1. Ромашка аптечная

 

Цветки

Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос

 

  1. Подорожник большой

 

Листья

Заживляет раны, помогает при ушибах

 

  1. Чистотел большой

Надземную часть

Лечение кожи, туберкулеза

  1. Тысячелистник обыкновенный

Надземную часть

Кровоостанавливающее, заживление ран

 

Ведущий.  Не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача. Для того, чтобы лекарственное растение при заготовке не потеряло своих лечебных свойств, необходимо соблюдать определенные правила.

Конкурс № 3. Памятка сборщика

Необходимо каждой команде назвать как можно больше правил по сбору лекарственных растений. (Верный ответ – 1 балл).

ПАМЯТКА СБОРЩИКУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

- Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду; листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

- Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

- Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

- Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

- Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

- Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках. Это, например, ромашка, шалфей, валериана, тысячелистник, пустырник.

- В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

- Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

Ведущий. Очень часто некоторые растения мы видим в первый раз, некоторые из них могут быть ядовитыми: для того, чтобы обезопасить себя, запомните три правила:

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:

- Рвать

- Нюхать

- Брать в рот

Практикум. 

Демонстрация способов лечения и профилактики:

-  Ингаляция (отвар из трав или картофельный отвар с добавлением масел): по пояс раздеться и укрыться полотенцем так, чтобы не только дышать, но и прогреть грудную клетку, а потом обязательно принять тёплый душ;

-  Пропаривание в воде с горчичным порошком: лучше парить руки, а не ноги, а чтобы не было скучно, положить в таз игрушки;

-  Витаминный салат из лука.

Ведущий. Чтобы вы все не только посмотрели и послушали, но и запомнили, возьмите с собой рецепты, которые подскажут, как ещё можно лечиться без лекарств.

Раздаёт с Пилюлькиным рецепты, подводят итоги конкурсов.

Ведущий. Друзья, нам прощаться настала пора!

                        Сегодня окончена наша игра.

                        Чтоб ни случилось, всегда человек

                        Здоровья желает другому навек!

Молодцы, ребята! Мы сегодня много рассказали, поиграли. Я надеюсь, что наше занятие не пройдет бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям. А о чем вам хочется рассказать? (ответы детей.)

Лекарственные растения можно собирать в природе, но это – целая наука, а пока их можно купить в аптеке.

                        Природу, друг мой охраняй!

                        Никого не обижай!

                        Не губи деревья ты!

                        Сохрани в степи цветы!

И тогда без докторов будешь ты всегда здоров!

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter