Сборник родительских собраний для 1 класса

1. Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

2. Тема: Трудности адаптации первоклассников к школе

3. Тема: Телевизор в жизни семьи и первоклассника

4. Тема: Эмоции положительные и отрицательные Форма проведения: семейный совет

5. Тема: Итоги прошедшего учебного года — «Перелисты­вая страницы...»

Первое собрание

Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников до начала учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познако­миться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную дея­тельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания

1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.

2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросыдляобсуждения

1. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.

2. Представление педагога, который будет работать с классом.

3. Экскурсия по школьному зданию.

4. Мини-лекция: «Законы воспитания в семье. Какими им быть».

5. Анкетирование родителей по теме собрания.

6. Самопредставление — визитная карточка семьи.

7. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

План организации собрания-встречи

Собрание проводится в классе, в котором будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить высказывания учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпуск­ников, которые учились у педагога, набирающего класс.

Вариант вступительного слова директора школы

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, при­шедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сен­тябре ваши малыши.

Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. 12 лет мы будем вместе, и пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем вместе переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интерес­ным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

Как научиться преодолевать трудности, как научится падать, наби­вая как можно меньше шишек, где получить консультацию, получить исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос — все это можно сде­лать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

Вариантвыступлениязаместителядиректора поначальнойшколе

Необходимо сказать о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся; познакомить с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций зам. дирек­тора по начальной школе, представить учителя начальных классов, кото­рый будет работать с конкретным классом.

Самопредставлениеучителя

Учитель проводит самопредставление приблизительно так:

1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2. Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с новым классом.

Самопредставлениесемей

Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече само­представление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Жела­тельно записать выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании, на магнитофон. Такая работа позволит сразу определить особен­ности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализиро­вать мини-рассказы о семье.

План самопредставления семьи:

а) фамилия, имя, отчество родителей;

б) возраст родителей, день рождения семьи;

в) интересы, увлечения семьи;

г) традиции и обычаи семьи;

д) девиз семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в ра­боте с учащимися.

После самопредставления родителей, педагогов и установления теп­лой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписа­нием его работы, предложить записать телефон доверия психологиче­ской службы.

В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в кото­ром записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям представ­ляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

В конце собрания проводится анкетирование родителей по теме соб­рания.

На мой взгляд, очень уместно, если классный руководитель в конце каждого собрания будет знакомить с тематикой следующего собрания. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно участвовать в его работе.

В конце родительского собрания можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

 

Второе собрание

Тема: Трудности адаптации первоклассников к школе

Формапроведения: круглый стол

Задачисобрания

1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации де­тей в первый год обучения.

2. Предложить практические советы организации общения с первоклас­сником.

Вопросыдляобсуждения

1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе. Система взаимоотношений с ребенком в семье.

3. Родительский практикум.

Планорганизациисобрания

Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка. Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечат­ления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравля­ли члены семьи, какие подарки получил ребенок.

Затем проводится родительский практикум-игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитив­ные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».

Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рас­смотрения темы собрания.

1. Обсуждение вопроса «Физиологических условий адаптации ребенка к школе»

Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ре­бенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Не­обходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреж­дение близорукости, искривления позвоночника). Организация правиль­ного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, макси­мальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

2.  Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе»

Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адапта­ции к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их об­щения после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запу­гивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обуче­нию. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и ор­ганизация контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

3. Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубли­ковал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

- Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе,
 это не стыдно.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у
 кого ничего не проси.

- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не
спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во­
 время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем
 домой.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый
 для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видимом месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удает­ся выполнять, а какие — нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

- Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе,
 это не стыдно.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у
 кого ничего не проси.

- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не
спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во­
 время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем
 домой.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый
 для самого себя, родителей, учителей, друзей!

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter