Рабочая программа по русскому языку для 5 класса. Разумовская М.М.

Учебная рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных школ, гимназий по русскому языку 5-9 классы (автор-составитель  М.М. Разумовская).

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка;

- Содержание  рабочей программы

- Основные требования к ЗУН учащихся;

- Результаты обучения.

- Литература

  Учебная рабочая программа детализирует и раскрывает содержание примерных тем образовательного стандарта для 5-ых классов и дает распределение учебных часов по разделам курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Учебная рабочая программа для   обучающихся  5  класса   предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в   программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются   условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Содержание курса русского языка направлено на формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.

Структура курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка: 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному.

Главная цель обучения рассматривается как теоретико-практическая, то есть на основе системы лингвистических знаний максимально способствовать речевому развитию учащихся, развитию их мышления.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в школе с русским (родным) языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

Авторы учебника для 5 класса — М. М. Разумов­ская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. Вмес­те с тем учебник ориентирует на отработку важнейших учебных умений и навыков в области язы­ка и речи.

В 5 классе изучают­ся части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семан­тическом уровне и изучаются в полном объеме. То, что обозначенные части речи ранее уже изучались, позволяет начать курс морфологии с глагола, так как гла­гол усваивается хуже, чем имя существительное и имя прилагательное, и надо дать время на прочное закреп­ление этой части речи в сознании учащихся.

Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразо­вание изучаются в полном объеме. Таким образом, этот материал оказывается для учащихся новым.

Новыми являются и разделы «Синтаксис. Пункту­ация», «Речь».

 Теория приближена к потребностям практики, она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связанной речи составляют три группы понятий:

Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

Стили речи: разговорный, научный, художественный;

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития явления умений говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами и т.д.). Предусматривается систематическая работа над орфографически   грамотной речью.

Что касается самого языкового материала, то он имеет двухступенчатую структуру: вначале с привле­чением  необходимой  лингвистической   информации отрабатываются умения и навыки ранее изученного материала. Это не воспроизводящее повторение. Гото­вясь к новому витку изучения языка (систематиче­ский курс), учащиеся, чтобы не потерять достигнуто­го, должны выйти на уровень свободной ориентации в изученных фактах и явлениях языка, а также в спосо­бах оперирования ими. Так, в 5 классе в процессе изу­чения раздела «О слове» учащиеся приобретают спо­собность  различать части  речи,  владеть  научными (правильными)    способами    подбора    однокоренных слов, опознавания орфограмм, членения слова по со­ставу и др. Этот этап развития свободной ориентиров­ки в языковых явлениях, крайне важный и необходи­мый для дальнейшего успешного продвижения в уче­бе, служит и закреплением достигнутого, и подготов­кой к следующему этапу —  этапу усвоения нового материала, системного знания о языке. Языковая сис­тема   составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений проис­ходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание  языкового явления — систематизация фактов языка — диффе­ренциация этих языковых фактов — «чтение» схем, таблиц и других графических средств, их интерпрета­ция — самостоятельный подбор примеров и самостоя­тельные высказывания учащихся.

Согласно учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы на изучение русского языка в 5-ом классе отводится 204 часа из расчета 6 часов в неделю.

Учебная рабочая программа рассчитана на 204  учебных часа.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуется  и развивается следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотношение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Планируемый    уровень   подготовки   обучающихся   на  конец   учебного   года соответствует требованиям, установленным федеральным    государственным образовательным стандартом основного общего    образования    по   русскому   языку.

 

Содержание   рабочей   программы 5  класс (204 ч)

Содержание рабочей программы соответствует требованиям   федерального государственного стандарта,  целям  и   задачам  образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы.

Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением   разделов.

О   языке (3 ч)

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter