Рабочая программа по истории древнего мира. 5 класс

Рабочая программа  по истории для  5 класса составлена на основе:

- Федеральных образовательных Государственных стандартов основного общего образования по истории;

- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории;

- Программы История древнего мира А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая, 2010г.

Цели и задачи рабочей программы:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные фор­мы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспо­тическая форма правления, законы, демократия, республика, мо­ральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каж­дый из народов древности оставил позитивный след в истории че­ловечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XX- начале XXI век.

 

Изменения, внесенные в программу: Рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса составлена на основе примерной программы по истории, обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе,   авторской программы «История Древнего мира» (Просвещение, 2009г.), автор А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая и требований к уровню подготовки учащихся 5 класса с учетом регионального компонента и особенностей школы.

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2006г. Курс «История Древнего мира». С учетом этого в рабочую программу 5 класса были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (10 часов), которые содержатся в примерной программе основного общего образования по истории, 2004 г. Часы на пропедевтический курс «Что изучает история» взяты за счет сокращения повторительно – обобщающий уроков, поскольку в авторской и примерной программах нет четкого указания на количество повторительных уроков, а лишь указано резервное время, которое можно использовать на эти уроки.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

 

Учебно-методический комплект для обучающегося:

1.     Учебник Вигасин А.А. Г.И. Годера., И.С. Свенцицкая  «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2008 г.

2.     Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2008 г.

3.     Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009 г.

Методическая литература:

1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г

2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.

 

Рабочая программа рассчитана на изучение исторического курса в основной школе в течение 70 часов учебного времени, минимальное количество учебных часов в неделю – 2. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.

В данной программе  учтена возможность отказаться от строгого следования хронологии, так как различные цивилизации имеют свою, присущую только им, логику развития. Взлет или падение той или иной цивилизации не совпадает по времени с аналогичными моментами развития другой. Главное внимание уделяется системообразующим чертам цивилизаций, таким как ведение хозяйства, формы повседневной жизни, обычаи, правила поведения, представление о добре и зле, религиозные верования, взгляды людей на окружающий мир.

Учитывая возрастную характеристику обучающихся, в качестве контролирующих элементов урока взяты игровые методики, а также тестовые формы контроля проверки и оценки знаний и умений учащихся.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и  ключевых компетенций. Решение поставленных в рабочей программе задач осуществляется через классно- урочную систему обучения, где уроки различной типологии остаются преобладающим способом обучения. На уроках используется дифференцированный и персонифицированный подходы: при подготовки проверочных тестовых заданий, подборе  исторических источников, по степени сложности варьируются задания  в контурной карте, подбираются  разноуровневые теоретические вопросы и пр.

Большой объем подлежащего изучению материала, а также необходимость органической связи вновь изучаемых фактов и явлений с ранее изученными ведут к тому, что в обучении истории наиболее распространенным типом урока является комбинированный, сочетающий в себе элементы повторения, обобщения, контроля знаний с различной методикой изучения нового материала. Но по окончании изучения  разделов, предусмотрены повторительно-обобщающие уроки, с элементами контроля и проверки полученных учащимися знаний, умений и навыков.

В ходе изучения материала предусматриваются различные виды уроков в 5 классе уроки игры, уроки путешествия, уроки соревнования, уроки вернисажи.

Чтобы заинтересовать учащихся в изучении материала, развить   мыслительные, речевые, творческие способности  учащихся, на уроках активно применяются различные методы  и приемы обучения. Это решение проблемных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий различной сложности (изображение схемы битвы, составление тестовых заданий по тексту учебника, составление кроссвордов и числовых шарад, подбор цитат и высказываний по определенной теме и пр.). Оживляет урок и применение игровых моментов, в которых присутствует соревновательный дух (как командный, так и индивидуальный) - применяются групповые и индивидуальные  карточки-задания для проверки хронологии и терминологии, определении последовательности событий, причинно-следственных связей различных событий и явлений исторического процесса. Но эти элементы урока чаще всего применяются на уроках при повторении, обобщении и закреплении материала.

Контроль знаний ( устный и письменный) осуществляется через проведение фронтальной беседы, ответы на заранее заданные вопросы, а так же  выполнение тестовых заданий, письменные ответы на теоретические вопросы, составление сравнительных таблиц и пр. Обязательно  в течение учебного года при изучении курса «История древнего мира» проводятся: предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль.  Предварительный проводится в начале учебного года по заданиям, содержащих материал, изученный  в прошлом учебном году. Текущий контроль  осуществляется  в различной разноуровневой форме при проведении комбинированных уроков.  Тематический контроль проводится на повторительно-обобщающих уроках.  А итоговый – по окончании изучения курса, и содержит в себе задания по всему изученному материалу. Итоговым контролем является и прохождение учащимися  государственной итоговой аттестации. Но в связи с тем, что экзамен по предмету «история» осуществляется учащимися по выбору, в рабочей программе отведены часы на итоговый контроль для всех учащихся. Наиболее распространенной формой контроля является тестирование (тематическое, на знание фактов, на соотношение фактов и понятий, на установление причин и следствий событий, на группировку фактов). Так же часто используемой формой контроля является работа с документами или с историческими источниками (задания с выбором ответа, задания с открытым кратким ответом,  задания с развернутым ответом).

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Общеисторические знания, представления умения:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность  и длительность исторических событий;

- уметь оперировать историческими датами;

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

3. Работа с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду;

- умение анализировать исторические источники.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни людей, занятия людей;

- на основе текста и иллюстраций составлять описание исторических сюжетов.

5. Анализ, объяснение:

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка).

6. Работа с версиями, оценками:

- умение спорить и отстаивать свои взгляды;

 - определять и объяснять ( аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории .

7. Применение знаний, умений в общении, социальной среде:

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни.


Знания и умения по разделам курса:

Раздел

Знать и уметь

Жизнь первобытных людей.

  • уметь правильно употреблять и объяснять исторические термины;

  • уметь анализировать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

  • понять то, что земледелие и скотоводство – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

  • уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Народы и государства Древнего Востока.

  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации;

  • Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп: земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов Древнего Египта;

  • Знать о важнейших открытиях и достижениях финикийцев, древних евреев, ассирийцев, жителей Персидской державы и Древней Индии, Китая;

  • Уметь работать с исторической картой, текстом учебника; сравнивать природные условия и географическое положение разных стран, их политическую историю.

Древняя Греция.

  • Основные направления греческой колонизации, причины возникновения греческих полисов;

  • Причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;

  • Распространение греческой культуры в странах Древнего Востока;

  • Уметь работать с исторической картой на основе текста учебника и документа;

  • Давать характеристику участников исторических событий, их деятельности.

Древний Рим.

  • Местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

  • Историю образования Римской державы и деятельности императоров Восточной Римской империи;

  • Историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;

  • О возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви;

  • Начать формирование умения составлять сложный план параграфа, составлять рассказ, делать выводы, обобщать отдельные события.

 

Календарно-тематическое планирование


урока

Содержание (тема урока)

Количество часов

Используемые ресурсы (средства)

Контроль

Дата

Примечание

  1.  

Предмет истории.

1

Презентация «Введение в историю»

Фронтальный опрос

 

 

  1.  

Источники знаний о прошлом.

1

Диск «История древнего мира» Академия школьника

опрос

 

 

  1.  

Счет лет в истории.

1

Диски: «История древнего мира»

Фронтальный опрос

 

 

  1.  

Откуда пошли наши имена.

1

Ресурсы сети Интернет

 

 

 

  1.  

Символы государств.

1

ИКТ

 

 

 

  1.  

Страны, города, поселки.

1

Презентация

 

 

 

  1.  

История разных стран и народов.

1

Ресурсы сети Интернет

 

 

 

  1.  

История нашей страны.

1

 

 

 

 

  1.  

Символика России.

1

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Понятийный диктант

 

 

Первобытное общество (2 часа)

10.

Первобытные охотники и собиратели.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Фронтальный опрос

 

 

11.

Первобытные земледельцы и скотоводы.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Фронтальный опрос

 

 

Древний Восток (18 часов)

12.

Государство на берегах Нила.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

13.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

14.

Жизнь египетского вельможи.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

15.

Военные походы

фараонов.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

16.

Религия древних

египтян.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Диск: «История древнего мира»

 

 

 

17.

Искусство Древнего Египта.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Творческое задание

 

 

18.

Письменность и знания древних египтян.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Тестовый контроль

 

 

19.

Древнее Двуречье.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

20.

Древневавилонское царство.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Диски: «История древнего мира»

 

 

 

21.

Финикийские мореплаватели.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

22.

Библейские сказания.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Творческое задание

 

 

23.

Древнееврейское

царство.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Диски: «История древнего мира»

Понятийный диктант

 

 

24.

Ассирийская держава.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

25.

Персидская держава «царя царей».

1

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Творческое задание

 

 

26.

Природа и люди Древней Индии.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

27.

Индийские касты.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

28.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

29.

Объединение Китая.

1

Учебник, рабочая тетрадьДиск: «История древнего мира»

Тест

 

 

  1.  

Повторительно-обобщающий урок № 1 по теме «Древние государства Востока»

1

 

Урок-игра

 

 

Древняя Греция и эллинистический мир. (19 часов)

31.

Древнейшая Греция.

Греки и критяне.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

32.

Микены и Троя.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Диск: «История древнего мира»

Творческое задание

 

 

33.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

34.

Религия древних греков.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Творческое задание

 

 

35.

Древняя Аттика.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

36.

Зарождение демократии в Афинах.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

37.

Древняя Спарта.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Диск: «История древнего мира»

Творческое задание

 

 

38.

Греческие колонии.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

39.

Олимпийские игры в древности.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Творческое задание

 

 

40.

Марафонская битва.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

41.

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

42.

В гаванях афинского порта Пирей.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Диск: «История древнего мира»

 

 

 

43.

В городе богини Афины.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Понятийный диктант

 

 

44.

В афинских школах

и гимназиях.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

 

 

 

45.

В театре Диониса.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

46.

Афинская демократия

при Перикле.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Диск: «История древнего мира»

Тест

 

 

47.

Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

48.

Поход Александра Македонского на Восток.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Тестовый контроль

 

 

49.

В Александрии

Египетской.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Творческое задание

 

 

50.

Повторительно-обобщающий урок № 2 по теме «Древняя Греция и эллинистический мир»

1

 

Урок-путешествие (тест, задача, работа с картой, терминами, хронологий)

 

 

Древний Рим (17 часов)

51.

Древнейший Рим.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Опрос

 

 

52.

Завоевание Римом Италии.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

53.

Устройство Римской республики.

1

Учебник, рабочая тетрадь Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Творческое задание

 

 

 

54.

Войны Рима с Карфагеном.

1

Учебник, рабочая тетрадь Диск: «История древнего мира»

Терминологический диктант

 

 

55.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

56.

Рабство в Древнем Риме.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

57.

Земельный закон братьев Гракхов.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

 

 

 

58.

Восстание Спартака.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Творческое задание

 

 

59.

Единовластие Цезаря.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

60.

Установление империи.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Диск: «История древнего мира»

Опрос

 

 

61.

Соседи Римской империи.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

62.

В Риме при императоре Нероне.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Понятийный диктант

 

 

63.

Первые христиане и их учение.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

64.

Расцвет империи

во 2-м веке.

1

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

65.

«Вечный город»

и его жители.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Творческое задание

 

 

66.

Римская империя при Константине.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

 

 

 

67.

Взятие Рима варварами.

1

Учебник, рабочая тетрадь

Диск: «История древнего мира»

Творческое задание

 

 

68.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Особенности цивилизации Рима. Вклад народов древности в мировую культуру»

2

 

Творческое задание

 

 

69.

Семь чудес света

1

Презентация по теме урока

 

 

 

70.

Резервный урок

 

 

 

 

 


Содержание программы учебного  курса

 «Первобытность. История Древнего Мира»

Что изучает история (10 часов)

Первобытность (2 часа)

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникнове­ние древнейших цивилизаций

Древний  Восток. (18 часов)

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Источники по истории Древнего мира

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государ­ством (фараон, чиновники). Военные походы. Рабы.

Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон,

Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и тор­говли. Финикийский алфавит. Палестина; Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культур­ные сокровища Ниневии; гибель империи.

Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями. Зороастризм.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-госу­дарства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена

Древняя Греция (19 часов)

Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Госу­дарства ахейской Греции (Микены и др.). Троянская война; «Илиада», «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства (политический строй, аристократия и демос). Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация.

Афины. Утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидс­кие войны: причины, участники, крупней­шие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перик-ле. Хозяйственная жизнь в древнегречес­ком обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и

образование. Литература. Архитектура и скульптура.

Быт и досуг древних греков. Театр. Спор­тивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские заво­евания. Держава Александра Македон­ского и ее распад. Эллинистические госу­дарства Востока.

Культура эллинистического мира

Древний Рим (17 часов)

Древнейший период. Население Древ­ней Италии: условия жизни и занятия. Эт­руски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Римская республика. Патриции и пле­беи. Управление и законы. Религиозные верования.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.

Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Установление императорской власти; Октавиан Август, Римская империя: территория, управление.

Возникновение и распространение христианства.

Разделение Римской империи на За­падную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская ли­тература, «золотой век поэзии». Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян

Историческое и культурное наследие Древнего мира (2 ч)

Вклад древних цивилизаций в историю человечества


Учебно-методический комплект для обучающегося:

1. Учебник Вигасин А.А. Г.И. Годера., И.С. Свенцицкая  «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2008 г.

2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2008 г.

3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009 г.

Методическая литература:

1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г

2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.

Формы и средства контроля

Текущий контроль –

- фронтальные беседы по вопросам к домашнему параграфу;

- проверка понятийного и хронологического аппарата осуществляется на основе пройденного материала;

- мини-тестирования, викторины из методического пособия Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г

- работа с источником – тексты для самостоятельной работы из методического пособия Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г

- разноуровневые задания из рабочей тетради -

Рабочая тетрадь по истории древнего мира .Ч 1 и ч 2. 5 класс.- М.: «Просвещение», 2010.

В течение учебного года  проводится 3 повторительно-обобщающих  контрольных урока, по результатам изучения каждого раздела. Формы проведения разнообразные. Задания для проведения повторительно-обобщающийх уроков взяты из методических сборников:

1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г

2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter