Рабочая программа по биологии 7 класс Пасечник

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой// Сборник нормативных документов. Биология\ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М. Дрофа, 2006

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Содержание рабочей программы

Требования к уровню подготовки

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-тематический план

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к  Примерной программе по биологии.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Животные (68 ч, 2 ч в неделю) 2 часа резервного времени. Всего 70 часов

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных (37 ч)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа

Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия: изучение многообразия птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных. Изучение ответной реакции животных на раздражение.

3. Индивидуальное развитие животных (4 ч)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

4. Развитие животного мира на Земле (3 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

5. Закономерности размещения животных на Земле

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

6. Биоценозы (4 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Лабораторных работ  - 9

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Учебник

Учебник: Латюшин В.В, Шапкин В.А Биология. Животные. 7кл. – М.: Дрофа, 2007.-302 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

2.  Тетрадь с печатной основой.

Латюшин В.В, Ламехова Е.А,. Биология. Животные. 7 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2009. – 141 с.

3.  Методическое пособие для учителя

Галушкова Н.И  «Поурочные разработки по биологии 7  класс» –  Волгоград: «Учитель», 2006

4. Захарова Н.Ю Контрольные и проверочные работы по биологии 7 класс- М.; «Экзамен» 2007

5.  Стандарт основного общего образования

6. Примерная программа по биологии  основного общего образования

Мультимедийная поддержка курса

1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебно- электронное издание) Республиканский мультимедийный центр, 2004

2. Репетитор. Биология (для подготовкистаршеклассников в Вузы)

3. Библиотека электронныхнаглядных пособий. Биология 6-9 классы (учебно- электронное издание) «Кирилл и  Мефодий» 2003г.

4. Экология. Учебное пособие .10-11 класс – Дрофа,2004 год

Дополнительная литература для учителя:

1. Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001

2. Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 1998

3. Контрольные и проверочные работы по биологии классы  6-8- М; «Дрофа» 2001

4. Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008

5. Красная книга Саратовской области. - Саратов  2006

6. Н.Н. Воронцов, Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. – М; «Просвещение» 1991

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

п/п

Название темы

Оборудование

Применение ИКТ

Лабораторные работы, сам. раб.

Д \ з

Дата

1.     ВВЕДЕНИЕ  (2 часа)

1.

История развития зоологии

 

 

§1,2 продолжить фразу: «Зоология важна, т.к….»

 

2.

Современная зоология

 

 

§2

 

Тема1. Многообразие животных. Простейшие (2 часа)

3.

Общая характеристика простейших

Урок практикум с применением ИКТ

Презентация «Простейшие»

 

§3 (до систематических групп)

 

4.

Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории Л.р.№1 «Наблюдение многообразия водных многоклеточных животных»

 

Л.р.№1 «Наблюдение многообразия водных многоклеточных животных»

§3 до конца,4

 

Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (16 часов)

5

Губки

 

 

§5

 

6

Тип Кишечнополостные.

 

 

§6, раб.тет.с.1 №1,2 по желанию с.11 №8

 

7

Тип Плоские черви

 

 

§7, раб. тет с.13 №1,6

 

8

Тип Круглые черви

 

 

§8, раб.тет.с.13 №1,с.16 №3,с.17 №5

 

9

Тип Кольчатые черви. Полихеты.

Л.р.№2 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»

Комбинированный урок

С применением ИКТ

Л.р.№2 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»

§9 до многощетинковых, раб.тет.с.13№1,с.16№2

 

10

Многообразие кольчатых червей

Л.р. №3

«Знакомство с многообразием кольчатых червей»

С применением ИКТ

Л.р. №3

«Знакомство с многообразием кольчатых червей»

§9 до конца 10, раб.тет с.20-21 №16,18,19

 

11

Тип Моллюски

 

 

§11, раб.тет с.26-27 №13,15

 

12

Многообразие моллюсков

 

 

§12

 

13

Тип Иглокожие

 

 

§13 раб.тет с.29 №6

 

14

Л.р. №4

«Знакомство с разнообразием ракообразных»

Тип Членистоногие

 

Л.р. №4

«Знакомство с разнообразием ракообразных»

§14 с.57-58

 

15

Класс Паукообразные. Клещи

С применением ИКТ

Презентация «Членистоногие»

 

§14 до конца

 

16

Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.

 

 

§15, раб.тет с.35 №4,6

 

17

Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховёртки, подёнки.

 

 

§16, раб.тет с.36-37 №1-10

 

18

Отряды насекомых.

Стрекозы, вши, жуки, клопы

Л.р. №5 «Изучение представителей отряда насекомых».

Комбинированный урок

С применением ИКТ

(слайды насекомых0

Л.р. №5

«Изучение представителей отряда насекомых».

§17, раб.тет с.39 №11,13

 

19

Отряды насекомых.

Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

 

 

§18

 

20

Отряды насекомых.

Перепончатокрылые.

 

 

§19

 

21

Обобщающий урок-зачёт по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»

 

 

 

 

Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (20 часов)

22

Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные.

 

 

§20 до круглоротых , раб.тет с.46 №7,8,9,10 с.47 №11,12

 

23

Класс рыбы. Костные рыбы.

Л.р.№6 «Изучение внешнего строения рыб»

С применением ИКТ

Л.р.№6

«Изучение внешнего строения рыб»

§20,21 с.95-96, сообщения об отрядах хрящевых рыб

 

24

Хрящевые рыбы

Презентация «Скаты»

 

§22, сообщения об отрядах костных рыб

 

25

Многообразие костных рыб.

 

 

§23 хар-ка кистепёрых и двоякодышащих рыб. Раб.тет с.56-57 №16-20

 

26

Класс Земноводные.

 

 

§24, раб.тет с.58 №5,6

 

27

Класс Пресмыкающиеся или рептилии

 

 

§25 до чешуйчатых, §26 раб.тет с.60 №4, с.63 №4,5, с.64 №10

 

28

Отряды пресмыкающихся

 

 

§25 до конца

 

29

Класс птиц

Л.р.№7 «Изучение внешнего строения птиц»

С применением ИКТ

Л.р.№7

«Изучение внешнего строения птиц»

§27 до пингвинов

 

30

Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные,

 

 

§27 до конца, §28 до гузеобразных, раб.тет с.67-68 №1-4

 

31

Отряды птиц: гусеобразные, голенастые

 

 

§28 гузеобразные, §30 голенастые

 

32

Отряды птиц.

Дневные хищники. Совы.

 

 

§29 до куриных

 

33

Отряды птиц.

Воробьинообразные, Куриные.

Экскурсия  Изучение многообразия птиц

 

Экскурсия  Изучение многообразия птиц

§29 до конца, §30 до конца

 

34

Класс Млекопитающие или Звери

 

 

§31

 

35

Отряды: Насекомоядные и Рукокрылые, Сумчатые

 

 

§31 с.1599-163

 

36

Грызуны и Зайцеобразные

 

 

§32

 

37

Отряд Хищные

 

 

§33 до хоботных

 

38

Отряды: Китообразные, Ластоногие

 

 

§33

 

39

Отряды млекопитающих. Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные

 

 

§34

 

40

Отряды Млекопитающих.

Приматы

 

 

§35

 

41

Обобщающий урок-зачёт по теме «Многоклеточные хордовые животные»

 

тестирование

 

 

Тема 4. Эволюция строения и функций органов и  их систем (14 часов)

42

Покровы тела

Л.р. №8 «Изучение особенностей различных покровов тела».

Урок  практикум с применением ИКТ

Л.р. №8

«Изучение особенностей различных покровов тела».

§36

 

43

Опорно-двигательная система

 

 

§37

 

44

Способы передвижения. Полости тела

 

 

§38

 

45

Органы дыхания и газообмена.

 

 

§39

 

46

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

 

 

§40

 

47

Кровеносная система. Кровь.

 

 

§41

 

48

Органы выделения

 

 

§42

 

49

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

 

 

§43

 

50

Органы чувств. Регуляция деятельности.

 

 

§44

 

51

Продление рода. Органы размножения.

 

 

§45

 

52

Способы размножения животных. Оплодотворение.

 

 

§46

 

53

Развитие животных с превращением и без превращения.

Л.р. №9

«Изучение стадий развития животных и определения их возраста»

 

Л.р. №9

«Изучение стадий развития животных и определения их возраста»

§47

 

54

Периодизация и продолжительность жизни животных.

 

 

§48

 

55

Обобщающий урок-зачёт по теме «Эволюция строения органов и их систем»

 

Урок контроля оценки и коррекции знаний учащихся. тестирование

 

 

Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле                   ( 4 часа)

56

Доказательства эволюции животных.

 

 

§49

 

57

Чарльз Дарвин о причинах эволюции живого мира.

 

 

§50

 

58

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

 

 

§51

 

59

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. 

 

 

§52

 

Тема 6. Биоценозы (5 часа)

60

Естественные и искусственные биоценозы

 

 

§53

 

51

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

 

 

§54

 

62

Цепи питания и поток энергии.

 

 

§55

 

63

 Взаимосвязь компонентов биоценоза.

 

 

§56

 

64

Экскурсия «Взаимосвязь компонентов биоценоза»

 

Экскурсия

Отчёт по экскурсии

 

Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6часа)

65

Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных

 

 

§57,60 с.294

 

66

Одомашнивание животных

 

 

§58

 

67

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

«Красная книга Саратовской области»

 

 

§59,60 с.292-294

 

68

Экскурсия Многообразие животных

 

Экскурсия

Отчёт по экскурсии

 

69

Эволюция строения и функций органов и систем животных

 

 

 

 

70

Обобщение изученного в 7  классе

 

Урок контроля оценки и коррекции знаний учащихся.

 

 

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter