Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Работа подробно представлена на 33 листах

Содержание

Введение

Глава 1. Зоровьесберегающая педагогика и технологии её реализации

1.1. Здоровьесберегающие образовательные технологии

1.2. Основные принципы здоровьесберегающей технологии

1.3. Учёт психолого-физических особенностей детей младшего школьного возраста при реализации здоровьесберегающих технологий                                                    

Глава 2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий

2.1. Динамика умственной работоспособностей на уроке.

2.2. Оздоровительная работа на уроке.                        

2.3. Формирование мотивов учения младших школьников как основы здоровьесберегающих технологий.

2.4. Физкультурная минутка

2.5. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребёнок от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.

  Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих

  В период обучения в школе организм ребёнка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.

 

По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России только 14% детей школьного возраста являются практически здоровыми, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Ко времени окончания школы у каждого четвёртого выпускника наблюдается патология сердечно-сосудистой системы, у каждого третьего- близорукость, нарушение осанки. Как показывают исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков, молодежи Госкомсанэпиднадзора России, учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье; отклонения со стороны нервной системы в 10-м классе регистрируются у 32,6% девушек и 16,4% юношей, а 50% учащихся нуждаются в помощи психолога.

 

Сохранение здоровья учащихся школ требует незамедлительного решения. Необходимо по-новому взглянуть на проблемы современной школы не только с точки зрения образовательного процесса, но и с позиции сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, его социально-биологической адаптации.

  Согласно исследованиям здоровьесберегающей службы школы № 92 г. Кемерово на 2009 год состояние здоровья первоклассников: из 124 человек

  - состоят на диспансерном учёте – 43

  - имеют хронические заболевания – 32

  - имеют нарушение зрения – 25

  - имеют нарушение осанки – 39

  - страдают нарушением работы органов пищеварения- 11

  По данным на 2010 год

  - к первой группе относятся -8 человек

  - ко второй группе – 46

  - к третьей группе – 54

Таким образом, почти 2/3 сидящих за партами первоклассников – больные дети, а отсутствие медицинского диагноза – ещё не свидетельство здоровья. Среди учащихся, у которых не выявлено хронических заболеваний, более половины составляют те, кто находится «между здоровьем и болезнью». Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Несоблюдение дополнительных требований к условиям и образу жизни, характеру нагрузки, неизбежно приводит к переходу в группу больных.

Многие исследователи: В.Т.Манчук, 1998 г.; В.Г.Маймулов, 2000 г.;

А.Ю.Макарова, 2001 г. и другие пришли к выводу, что более высокие, чем в обычной школе, нагрузки в школе с углубленным изучением предметов, при развивающем обучении (по системе Давыдова-Эльконина, Занкова) негативно влияет на психо-эмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации.

Фактическая учебная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН), составляет в начальной школе в среднем 6,2- 6,7 часов в день, а вместе с приготовлением домашнего задания 9-10 часов

Согласно исследованиям большинства ведущих отечественных специалистов в области здоровья учащихся (М.М.Безруких, Л.В.Боль, А.Г.Ильин, Л.М.Кузнецова, В.Р.Кучма и др.) о том, что в числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

- стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и   оценивания знаний учащихся;

- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

- перегруженность учебных программ и чрезмерная интенсификация  образовательного процесса, вызывающие  у учащихся переутомление и дистресс;

- невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке ребёнок, как правило, не здоров и применение здоровьесберегающих технологий необходимо в условиях современной школы.

 

Объектом данной работы является применение здоровьесберегающих технологий в практике начальной школы.

Предмет - методы и приёмыприменения здоровьесберегающих технологий в практике учителя начальных классов.

Работа основывалась на решении следующей проблемы: Каковы методы и приемы применения здоровьесберегающих технологий в практике начальной школы?

Цель: Выявить приёмы и методы применения здоровьесберегающих технологий в учебной и воспитательной деятельности учителя в начальной школе.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы здоровьесберегающей педагогики;

2. Анализировать психофизиологические особенности младших школьников.

3. Выявить методы и приёмы применения здоровьесберегающих технологий в учебной и воспитательной деятельности учителя.

Главной задачей учителя является такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

 

Глава 1. Здоровьесберегающая педагогика и технологии её реализации.

1. 1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Основная задача школы - подготовить ребёнка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование, кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Появилась потребность у педагогов в здоровьесберегающих образовательных технологиях. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе несколько лет.                           

Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Среди ЗОТ можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические  технологии (МГТ)

 - Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями Сан П и Н ов.

- Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащихся, оказание консультативной и неотложной помощи, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива и др.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

Направлены на физическое развитие занимающихся, закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты и т.д. Реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии(ЭЗТ)

Воспитание у школьников любви к природе, стремления заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.д. В школе это обустройство пришкольной территории, и зелёные растения в классе, и живой уголок.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных

ситуациях и т.д. Главная задача- сохранение жизни, требования и  рекомендации подлежат обязательному выполнению. Учащиеся изучают курс ОБЖ.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

Эти технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся.

Главный их отличительный признак- не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приёмов, методов,  технологий к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере, когда все педагоги ответственны за сохранение здоровья учащихся, когда они имеют необходимую профессиональную подготовку в этом направлении.

Существуют и другие основания для классификации ЗОТ.

По характеру действия они могут быть подразделены на группы:

1. Защитно-профилактически.  К этой группе относятся приёмы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных Сан П и Н амии, поддержание чистоты, проведение прививок, ограничение уровня учебной нагрузки.

2. Компенсаторно-нейтрализующие. Главная их задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия. Это проведение физкультминуток  и физкультпауз, позволяющих нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, витаминизация и т.д.

3. Стимулирующие.  Эти  приёмы, методы, технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода  из нежелательного состояния. Это температурное закаливание, физическая нагрузка, чай, кофе.

4. Информационно-обучающие. Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье, помогают в воспитании культуры здоровья. Это образовательные, просветительские и  воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам.

Схема основных здоровьесберегающих технологий, используемых в школах, работающих на принципах здоровьесберегающей педагогики.

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter