1 этап. Вступление.
Нужно ли давать детям карманные деньги, а если да, то с какого возраста? Должны ли родители контролировать, на что они тратятся? Все эти вопросы беспокоят большинство родителей и педагогов.
На вопрос анкеты «Нужно ли давать детям деньги на карманные расходы, и с какого возраста?»
94% подростков ответили, что нужно. Вот как распределились ответы на вопрос
«Куда вы тратите полученные от родителей деньги?»
Всё уходит на столовую в школе ……………………………………………………25%
На себя любимых …………………………………………………………………………21%
На дискотеку, театр, игровые автоматы и другой отдых…………………..16%
На сладкое и вкусненькое …………………………………………………………….12%
Складываю в копилку …………………………………………………………………...9%
Только на косметику …………………………………………………………………...8%
Обожаю делать подарки ……………………………………………………………...4%
На сигареты и др. ………………………………………………………………………...4%
На телефон, журналы ………………………………………………………………...1%
2 этап. Мини-дискуссия.
Так давать или не давать детям деньги на карманные расходы? Кто как из вас считает?
1 группа. Карманные деньги не нужны.
- пока ребёнок мал, всё необходимое ему должны покупать взрослые. Сам он не сможет сделать правильный выбор.
- карманные деньги сделают ребёнка капризным, балованным существом, не способным сдерживать свои желания.
- у ребёнка не разовьётся способность бескорыстной помощи другим людям. На каком-то этапе, возможно, придётся платить ему за то, чтобы он что-нибудь съел или почистил зубы.
- выклянчивая у матери или отца различные суммы в зависимости от настроения, ребёнок приучается отнюдь не к рыночным отношениям соблюдения контракта и планирования собственных расходов, а усваивает рабскую философию просителя, полностью зависимого от настроения своего благодетеля.
2 группа. Детям давать карманные деньги надо.
- в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами.
- наличие карманных денег имеет воспитательную функцию. Воспитывается в детях бережливость, экономность (либо обратные качества –расточительность, высокомерие, неуважение к другим людям).
- дети не умеют откладывать деньги впрок, поэтому, давая ребёнку деньги, нужно учить его использовать их разумно.
- наличие у ребёнка карманных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки.
- карманные деньги придают детям уверенность в себе.
3 этап. Диалог с родителями.
Как часто давать деньги?
Если ребёнку младшего школьного возраста выдавать карманные деньги сразу на месяц, то он не сможет ими грамотно распорядиться. Потратит всю сумму в первые же несколько дней. Чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Детям старшего возраста – раз в месяц. Это подводит их к осознанию такого понятия, как бюджет.
Как контролировать?
Родители: «Мы дали тебе 50 рублей. Куда ты их дел» - нельзя!
«Давай посмотрим, на что ты потратил эти деньги» -правильно!
Важно научить ребёнка советоваться. Но окончательный выбор остаётся за ним. Финансовые неудачи – часть науки управления деньгами. Родители должны смириться с потерями на первом этапе – хорошие уроки не бывают бесплатными.
В Европе считается, что когда дети копят деньги -это хорошо. Родителям полагается поощрять такое стремление. С 10 лет начинают знакомство с банковской системой.
Редко, но бывает, что родители и дети каждый месяц вместе собираются за одним столом и обсуждают, что кому купить. Так и следует делать. В этом случае ребёнок будет больше доверять родителям.
Можно ли в качестве наказания лишать ребёнка карманных денег?
На первый взгляд было бы естественно, если плохо себя ведёт и должен быть наказан. Но!
1) Есть вероятность того, что ребёнок разозлиться. 2) Он начнёт брать деньги в долг у одноклассников. 3) Попробует стащить из чьего-нибудь кошелька.
Не стоит делать конкретную привязку к оценкам, к домашним поручениям, иначе скоро «за просто так» он не захочет учить историю, мыть посуду и т.д.
Помните, что карманные деньги – не награда за хорошее поведение и учёбу и не плата за помощь по дому. Это один их приёмов воспитания, который имеет чёткую цель –научить обращаться с деньгами и правильно их тратить.
Итоги беседы.
Система карманных денег эффективна только в том случае, когда она сочетается с обсуждением финансовых вопросов в семье. Деньги, выдаваемые ребёнку, это средство обучения, при помощи которого родители помогают ребёнку освоить все финансовые навыки, которые понадобятся ему во взрослой жизни.