Проектный метод в логопедической работе с дошкольниками

Автор: Стрельникова Ольга Сергеевна, Я/С № 23 «Акниет», г. Караганда, логопед

 

В условиях современности педагогам и в частности логопедам необходимо использовать разнообразные педагогические технологии в работе с детьми. Одной из таких технологий является проектный метод.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Главная цель любого проекта- формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, и готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

Метод проектов позволяет ребенку стать непосредственным участником всех этапов работы. Возраст участников может варьироваться от младших до старших дошкольников. Но наиболее продуктивная деятельность получается у детей старшего дошкольного возраста. Т.к. главные преимущества проектногометода в работе логопеда это значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных.

Коррекционно-развивающие тематические проекты, обеспечивают мотивацию к успешному обучению. 

Старшие дошкольники уже в состоянии принять выявленную самостоятельно проблему, осмыслить цель, которую надо достичь и выбрать тот путь, который приведёт к успеху.

Но проектный метод можно модернизировать внеся в него элемент арт-терапии- фототерапию. Именно о таком экспериментальном проекте хочу рассказать.

Фототерапия предполагает работу с готовыми фотографиями, и создание  авторских снимков.

Это может быть сочинение историй, рассказов описаний,  применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, театрализованная деятельность, художественные описания и т. д.). Детские снимки становятся инструментами, которые служат для совершенствования коммуникативных навыков.

Начиная с определенного возраста, дети с удовольствием снимают все вокруг себя, «Запускается» процесс «коммуникации» с фотографией: выясняется, какие эмоции, чувства, ассоциации или воспоминания она вызывает, почему она понравилась ребенку, кто и в каких обстоятельствах делал снимок.

Проекты с использованием элементов фототерапии могут быть как долгосрочными так и краткосрочными. Краткосрочный проект может основываться  на лексической теме недели, например: осень, огород-овощи, мебель, бытовая техника, одежда и др.

Представляю вашему вниманию проект с элементами фототерапии.

Тема проекта: Человек.

Вид проекта:   информационно-творческий.

Цель:

формировать лексико-грамматическую компетенцию дошкольников с ОНР на основе практического опыта детей (фотографирование, составление рассказов, описаний)

Задачи:

обучение составлению описательных рассказов с использованием фотографий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Организатор проекта: логопед

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, логопед, воспитатель.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта проходила в три этапа.

I этап.

Подготовительный.

На подготовительном этапе мы создали фотографии, сделанные как педагогом, так и самими детьми. Детям предлагалось поиграть в фотографов – сделать фотопортреты своих друзей в группе.

Параллельно проводилась коррекционно-развивающая работа.

II этап.

Основной.

Основной этап работы был совмещен с практическим. На этом этапе были проведены:

- ОУД Составление рассказа «Человек» с опорой на фото.

- Заучивание стихотворения  «Тело человека» М. Ефремова

- Чтение художественной литературы Г. Ладонщикова «Я под краном руки мыла», детская энциклопедия «Тело человека» М.Ефремова

- Дидактические игры: «Эмоции»,  «Какого цвета волосы?», «Девочка-мальчик»

- Сюжетно-ролевая игра «Осмотр доктора»

- Игры импровизации «Что умеет твое тело?»

- Практические задания «Заштриховать части тела»,«Обведи и вырежи ладошку»

- Подвижные  игры с воспитателем «Быстрые и ловкие ножки», «Море волнуется раз…»

- Заключительная беседа

На этом этапе мы приступили к оформлению стенгазеты. Для работы нам потребовались фотографии детей,  которые помогли  детям объяснить назначения частей тела человека, наглядно увидеть собственные эмоции (смех, грусть, гнев). Это был, пожалуй, самый главный момент, так как именно тогда у детей появилось желание узнать больше о человеке. Рассказы детей были очень эмоциональными, а творческие работы являлись наглядной опорой при составлении рассказов. Наличие оформленных рассказов помогло в организации диалогов между детьми. Дошкольники охотно обменивались впечатлениями о фотографиях, на которых видели самих себя и товарищей.

III этап.

Итоговый.

Итогом работы стали: презентация и выпуск стенгазеты воспитанников нашей группы.

Опыт использования проектного метода  в основе которого лежит фотографирование способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, повышает мотивацию и познавательную активность дошкольников.

В феврале, планируется создать проект на тему «Мой любимый город», приуроченный ко Дню города с привлечением родителей. Основой для этого проекта, послужат фотографии, сделанные во время прогулки родителей с детьми по городу. Фотографируются памятники, архитектурные сооружения, скверы и другие достопримечательности или просто места в городе, которые по какой-то причине нравятся ребенку.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: логопедия, проект

Добавить комментарий
Mail.ru counter