Методическая разработка: Педагогические технологии

Существует более 300 формулировок термина "педагогическая технология"

  • Это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Д.С.Лихачев)

  • Это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько)

  • Это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)

  • Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)

  • Это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

«Технология» от греч. techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон.

«Технология» - наука о мастерстве.

- Является процессуальной категорией.

- Может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта.

- Направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.

 

Признаки педагогоческой технологии (по анализу работ Б.П. Беспалько, Б.С. Блума, М.В. Кларина и др.)

1. Диагностическое целеобразование и результативность (гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения)

2. Экономичность (оптимизация труда преподавателя, достижение запланированных результатов в сжатые сроки)

3. Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость)

4. Корректируемость (возможность постоянной оперативной обратной связи)


 Основные качества современных педагогических технологий 

- Опора на научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.

- Наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

- Максимальная связь с учебным процессом.

 

Структура педагогической технологии

1. Концептуальная основа

2. Содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала)

3. Описание технологического процесса (процессуальная часть): организация учебного процесса; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; методы и формы работы учителя; диагностика учебного процесса

Педагогические технологии, наиболее распространенные в российской педагогической практике:

Современное традиционное обучение.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

- гуманно-личностная технология  Ш.А.Амонашвили;

- Система Е.Н.Ильина: преподавание  литературы как предмета, формирующего  человека.

 Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- игровые технологии;

- проблемное обучение;

- технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;

- школа интенсивного обучения  Г.А.Китайгородской;

- технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф.Шаталова.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

- технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н.Лысенковой;

- дифференцированное обучение;

- уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов  В.В.Фирсова;

- культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н.Закатовой;

- технология индивидуализации обучения;

- технология программированного обучения;

- групповое и коллективное обучение;

- компьютерные (информационные) технологии обучения.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

- теория поэтапного формирования умственных действий;

- «Экология и диалектика»;

- «Диалог культур»;

- укрупненные дидактические единицы.

Технологии развивающего обучения:

- система развивающего обучения Л.В.Занкова;

- развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова;

- технология саморазвивающего обучения.

Частнопредметные педагогические технологии:

- технология раннего и интенсивного обучения грамоте;

- технология обучения математике на основе решения задач;

- педагогическая технология на основе системы эффективных уроков;

- система поэтапного обучения физике;

- методика выравнивающего и развивающего обучения информатике.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

<
Филологиня

20.11.2014, 17:38

Спасибо за краткость, она сестра таланта:)
Добавить комментарий
Mail.ru counter