Его интересовала правда прошлого. Ему хотелось воочию увидеть и запечатлеть таинственно ожившие в его душе образы Древней Московии. Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. А. Бенуа
Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) — глубоко национальный мастер. Весь его творческий путь связан с поисками выражения национального стиля, что было свойственно творчеству многих художников его времени: М. А. Врубелю, В. Д. Поленову, В. М. Васнецову, С. В. Малютину и др. Все они обращались к мотивам народных былин, преданий, сказок. М. В. Нестеров — к религиозным легендам, Н. К. Рерих — к образам языческой Руси, В. И. Суриков — к истории, А. П. Рябушкин интересуется Русью XVII века. Призванием его становится историко-бытовой жанр.
Не занимаясь разработкой сложных исторических сюжетов, Рябушкин стремится к проникновению в русский быт — к характеристике духа допетровской эпохи. Он — вдумчивый реставратор тончайших деталей старины, в которых раскрываются сущность народного духа, трогательная простота Руси. Искренность, тонкая наблюдательность, юмор, типичность образов — основные черты его творчества.
Детство А. П. Рябушкин провел в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Его отец и старший брат были иконописцами, что позволило ему рано приобщиться тс искусству. В 14 лет Рябушкин поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества благодаря своему земляку живописцу А. X. Преображенскому. Это был период расцвета Училища, ибо во главе его стояли известные художники-передвижники В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и др. Его окружают даровитые товарищи: А. Е. Архипов, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, В. А. Серов, И. И. Левитан. Именно в Училище на лекциях историка В. О. Ключевского у Рябушкина пробудился серьезный интерес к истории.
Весной 1882 года Рябушкин получает малую серебряную медаль Училища и осенью того же года поступает в натурный класс Академии художеств. В отличие от Архипом, Нестерова, Коровина, скоро покинувших стены Академии, Рябушкин заканчивает полный курс и на средства президента Академии совершает длительное путешествие по России, посещает Москву, Ростов, Киев, Ярославль, Новгород, Псков и др. В том, что Рябушкин вместо поездки за границу, как это было принято, предпочел путешествие по древнерусским городам, сказалось влияние на него, с одной стороны, семьи известного русского бытописателя П. И. Мельникова-Печерского, где он был принят как ровной, с другой — ему покровительствовал академик О. Г. Солнцев, автор капитального труда «Древности государства Российского». Попечению Солнцева была вверена тогда вся учившаяся в столице молодежь из крестьян.
Во время поездок по городам Рябушкин тщательно изучает предметы русской старины, быта, фресковую живопись, что впоследствии помогло ему выработать новое понимание живописи.
В конце 80-х годов Рябушкин переезжает в деревню, где живет сначала у своего друга Ильи Федоровича Тюленева — великолепного знатока русской старины, музыканта, затем у художника В. В. Беляева, в усадьбе которого строит себе мастерскую. Здесь в уединении были созданы им наиболее значительные произведения.
27 апреля 1904 года А. П. Рябушкин умер в своей мастерской в селе Добром от туберкулеза легких. Творчество его оборвалось в тот момент, когда он достиг полной зрелости: именно в последние годы его короткой жизни им были созданы произведения, в которых ему удалось найти новые принципы композиции, гармонию линий, форм и цвета.
Стремление воплотить неповторимость русского быта XVII века в самом живописном строе, характере рисунка и трактовке формы определяло творчество Рябушкина в историческом жанре. Декоративность и обобщенность изображения служат ему средством достижения «картинности», что он использует в большом полотне «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895, ГРМ).
Обладая живым воображением, Рябушкин воссоздает сцену из народной жизни XVII века, как бы увиденную собственными глазами. «Рябушкин был очень упорный и добросовестный реалист. В нем не найти и следа прихорашизания своего предмета... Какой-либо поэзии впечатления он не добивался, но в его произведениях живет тем не менее большая поэтическая прелесть. Это — прелесть старинных дневников, старинных вещей и комнат, всего, что вдруг и неожиданно приносит нам самый аромат давно минувших дней» — так характеризовал художника А. Бенуа.
Чистота рябушкинского стиля проявилась и в картине «Русские женщины XVII в. в церкви» (1899, ГТГ). Основная доминанта в ней — цвет. Это красочная симфония, рожденная глубоким знанием русского быта XVII века, самобытной прелестью его костюма, декора. Интерьер церкви, множество горящих свечей, праздничные одежды молящихся женщин — все создает атмосферу радости и просветления. Красный цвет, любимый в Древней Руси, всюду — в росписях стен, в одеждах и даже на полу (красная дорожка). Благодаря декоративно-монументальному решению художнику удается создать образ допетровской Руси, полный обаяния и поэзии.
Вершиной творчества А. П. Рябушкина стал «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901, ГТГ) — самое поэтичное произведение художника, овеянное легкой грустью. В картине отсутствует характерная для художника повествовательность, ему удается создать обобщенный живописный образ минувшего, полный загадочности, недосказанности.
При жизни художника творчество его не получило должного признания, возможно, это объясняется замкнутостью его... Последние произведения его были обнародованы только на посмертной выставке в 1912 году. В наши дни с возрождением стремления общества к изучению своей истории быта, познания истоков русского национального характера творчество Андрея Петровича Рябушкина представляет несомненный интерес.