Иван Саввич Никитин (1824—1861). «Памяти сильного человека» — назвал великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин свою статью, опубликованную в 1894 году и посвященную творчеству великого русского поэта Ивана Саввича Никитина. Бунин писал: «Никитин в числе тех великих, кем создан своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный, простой язык, ее реализм в самом лучшем смысле этого слова».
Поныне лучшие произведения Никитина развивают, возвеличивают чувство Родины. Его великолепное стихотворение «Русь» — это славица отчей земле, величальная Отечеству. Бунин в своей статье вспоминает, как он восторженно декламировал в детстве строки этого бессмертного гимна:
Это ты, моя Широко ты, Русь,
Русь державная, По лицу земли,
Моя родина В красе царственной,
Православная! Развернулася!
Чернышевский, когда писал в 1859 году, что во всей книге Никитина нет ни одного стихотворения, которое бы говорило о таланте или даже о поэтическом чувстве, не мог понять поэта, вопрошающего у России:
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Прозападный демократический лагерь корежило от строк:
И давно ль было,
Когда с Запада
Облекла тебя
Туча темная?
И в прошлом веке ведущие критики, не говоря о советском времени, находили монархизм Никитина в великом патриотическом порыве:
Уж и есть за что, Стать за честь твою
Русь могучая, Против недруга,
Полюбить тебя, За тебя в нужде
Назвать матерью, Сложить голову!
Перепечатывая «Русь», «С.-Петербургские ведомости» писали: «Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову?»
Кто так емко, на века, сказал о многострадальном крестьянстве:
Тупилось железо, стирался сошник,
И только выдерживал пахарь-мужик.
Л. Н. Толстой в статье 1899 года писал: «Никитин еще не оценен в достаточной мере. Его оценка — в будущем, и с течением времени его будут ценить все более и более. Никитин переживет многих, даже более крупных поэтов…»»
Противоречие в творческом пути, своего рода трагедия Никитина в том, что он прислушивался к Майкову и другим, окрещенным в советской критике «эстетами дворянского реакционного лагеря», то под влиянием жестокой критики его стихов Чернышевским и более мягкой, но направленной в идейное жесткое русло критикой Добролюбова сжигал десятки, в возможно, и сотни написанных им стихов и ударялся в другую крайность. Истина же была посредине. Много у Никитина повествований в стихах: о трагических судьбах людей из народа, о которых Толстой говорил, что это не стихи, что это очень хорошая проза.
Разносная рецензия Чернышевского в «Современнике» на первый сборник в 1856 году потрясла Никитина. Чернышевского разъярили не только стихи, а и предисловие графа Л. Н. Толстого, в котором тот посмел выдать стихи Никитина, и религиозные и идиллические, «за голос самого народа». Как будто народ не молился и не знал духовных стихов?..
А может, более прав его императорское высочество, великий князь Константин Константинович Романов, высказавшийся в подобном же духе — только о деятельности А. Н. Майкова:
И песни чистые твои Ты черни ветреной в угоду
Нам проливали звуки мира, Себе, певец, не изменял,
Добра, надежды и любви. Свою священную свободу
Страстям толпы не подчинял.
Интуитивно Никитин тянулся к Майкову, дорожил перепиской, а демократы рвали его к себе.
Никитину рецензия Чернышевского стоила двух лет душевной ломки. 8 декабря 1858 года в письме И. И. Брюханову он просит приятеля сжечь оставшиеся у него стихи, не подходящие идейно под гражданскую поэзию.
Разве не укрепляет силы, не возвышает душу разливом солнечного света и радости никитинское «Утро»:
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
По-русски замечательна и верна концовка этого шедевра:
Едет пахарь с сохой, едет — песню поет,
По плечу молодцу все тяжелое...
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
Так, может, стихи эти больше вдохновляют на подвиг и созидание, чем вульгарная социология, зарифмованные прокламации?
Весной 1860 года поэт влюбился в Наталью Антоновну Матвееву, душевную, образованную, увлеченную литературой девушку. Он пишет ей нежные письма: «Мне кажется, я еще слышу Ваш голос, вижу Ваши милые черты, Вашу кроткую, приветливую улыбку».
Ей посвящает поэт сильные по нежности и нескрываемой грусти стихи:
Догорела свеча. Бродит сумрак в углах,
Пол сияет от лунного света;
Бесконечная ночь! В этих душных стенах
Зарыдай — не услышишь ответа…
Стихотворение написано 19 апреля 1861 года, а в мае Никитин сильно простудился и слег в постель. Развился туберкулез.
Н. А. Матвеева, узнав о болезни, просит разрешить ей приехать к нему, ухаживать за ним. Поэт отказывает приехавшей в Воронеж Матвеевой даже в свидании. Одна мысль о встрече с ней приводила его в смятение. Когда неизбежность близкой смерти стала ясна, Никитин, оберегая любовь девушки от посторонних, сжег ее письма к нему.
В холодный пасмурный день 16 октября друзья, пришедшие навестить поэта, растерянно стояли перед ним, не находя слов...
Вечером в половине пятого поэт скончался.
Похоронили его на воронежском Новомитрофановском кладбище рядом с могилой любимого им Кольцова. В 1911 году Никитину поставлен в Воронеже памятник.
Никитинские традиции продолжали А. Плещеев, Д. Минаев, И. Суриков, С. Дрожжин. Он оказал большое влияние на Есенина, Исаковского, Твардовского. Уже в 1871 году на чешский язык переведено никитинское стихотворение «Русь», а в 1889 и 1896 годах стихи выходят на немецком в Германии. Большой любовью пользовались произведения поэта в Болгарии. И стихи, и проза Никитина переведены на итальянский, французский языки. Широко известен стал Никитин в России и в Европе.
Поэт со времени учебы в семинарии многим запомнился играющим на гуслях, на гитаре. Он любил песни, любил петь.
И удали размашистый разгул,
И русский дух, и русской песни гул,
То глубоко беспечной, то унылой,
Проникнутой невыразимой силой.
Многие стихи Никитина стали песнями: «На старом кургане», «Здравствуй, гостья-зима», «Ехал из ярмарки ухарь-купец», «Русь», «Зашумела, разгулялась», «В темной роще замолк соловей».
Всего 37 лет прожил поэт, но чтит своего заступника благодарная Россия. Лучшие из его произведений прочно входили когда-то в хрестоматии. Проходит время, меняется критика, остаются поэт и поэзия.
Вехи жизни:
21 сентября 1824 года родился поэт.
1833 г.— начало учебы в духовном училище.
1839 г.— поступление в духовную семинарию.
1853 г.— первая публикация: стихотворение «Русь».
1856 г.— выход первой книги стихов.
1859 г.— выход последней книги.
1860 г.— окончена поэма «Тарас» и повесть «Дневник семинариста».
1861 г., май — предложение Некрасова сотрудничать в «Современнике» на любых условиях гонорара, в том же месяце — заболевание поэта.
1861 г., 16 октября — кончина.