Статья: Применение стандартов второго поколения на уроках технологии

Автор: Задеренко Римма Васильевна, учитель технологии, МБОУ «Борисовская COШ №1 им. Героя Советского Союза А.М. Рудого», п. Борисовка Белгородская обл.

 

Испокон  веков все новое воспринималось с настороженностью.  И новые стандарты не исключение. Но начинать работу по-новому, я поняла, точно надо. Новые стандарты дают возможность запустить процесс образования каждой личности, сидящей за партой, в процесс саморазвития, самообразования, который должен продолжаться всю жизнь и смог осуществляться в практической деятельности.

Учебный предмет «Технология», который разработан и в настоящее время по требованию государственным образовательным стандартам второго поколения также как и все остальные предметы  полностью одобрен экспертами и вошел в федеральный перечень.

Что касается концептуальных основ  данного предмета, он основан на идеях развивающего обучения, и при этом все наиболее ценное из традиционной системы обучения отечественной, и можно сказать из традиционного опыта зарубежного по данному направлению по данной предметной линии я также постарались учесть и при разработке программы.

Идею развивающего обучения, на мой взгляд, в предмете технология отразить достаточно просто.

С психологической точки зрения данный курс, он давным-давно имеет прочные позиции. Вот, что касается методического направления, то к сожалению на мой взгляд, как прикладная дидактика, она не всегда строила этот курс на требуемом уровне, и зачастую в нашей отечественной системе образования он получил статус второстепенного и третьестепенного именно по той причине, что основная целевая установка была такая – разгрузить учащихся на этих уроках от серьезной умственной деятельности и фактически курс превратился незаметно в «фабрику поделок».

Что касается разгрузки, ну очевидно это тоже имеет серьезные основания. Учащимся требуется определенная релаксация, может это одно из неплохих идей, что где-то они должны самореализоваться,  самовыражаться в творческой деятельности, но дело в том, что тот резерв развивающий, который реально присутствует в данном предмете «Технология», он практически долгие годы оставался не востребованным.

Поэтому мы видели свою задачу именно в том, чтобы приблизить данный курс и к требованиям нового стандарта.

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология, как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда.

Если у нас идет ориентация на результат, то этот результат обеспечивается только комплексным подходом и комплексным воздействием на все структуры личности ученика.

Сейчас все больше и больше говорят, что существует не только рациональный  интеллект, но и эмоциональный интеллект, проблема которой очень активно разрабатывается и в зарубежной педагогике, психологии и в нашей отечественной.

Так, что касается эмоционального интеллекта, он может быть наиболее действенно представлен в продуктивных видах деятельности, когда ученик может сам оценить по результату, который у него получился, насколько правильно, правомерно была умственная деятельность, направленная на достижение этих результатов.

Задача состоит в том, чтобы органично соединить работу рук и работу головы, т.е. в этой предметной практической деятельности сделать реальное соединение интеллектуальных  структур, эмоциональных структур, ну просто практико-физиологических, которые вместе и составляют основу познавательной деятельности, которые включают в себя все необходимые структуры личности.

 

Скачать полную версию   Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: ФГОС, технология

Добавить комментарий
Mail.ru counter