Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность

В доклад включены разделы:

- введение

- образовательная политика

- функции образовательных стандартов второго поколения

- психологическая основа новых стандартов

- инновационность подхода

- деятельностный подход

- структура стандартов

- литература

Впервые объектом модернизации становится не сфера образования, не образовательная среда, а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства. Более того, в них нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для развития российского образования. Вместе с тем в образовательных стандартах второго поколения сформулирован ряд принципиальных инновационных идей, связанных со стратегической трактовкой стандарта как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, направленной на формирование новой системы ценностей и ценностных ориентиров, обеспечение инновационного, социально ориентированного развития России.

 

Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

 

Ключевая особенность проекта — переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования, к партнерским отношениям основных институтов социализации в достижении целей образования.

 

Это обусловило и формулировку стратегических целей образования:

1. Обеспечение социальной и духовной консолидации общества.

2. Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.

3. Обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Исходя из этого в качестве объекта модернизации нами рассматривается не сфера образования (отрасль социальной сферы государства), не образовательная среда (как совокупность образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства (семья, СМИ, культура, конфессии и др.).

Выделим основные кластеры, в которых должен быть реализован данный подход.

 

Образовательная политика

Сферу преемственности и инновационности в государственной образовательной политике, связанной с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, обусловливают факторы, выдвигающие задачу развития образования как важнейшего системо- и смыслообразующего ресурса социально-экономического развития в центр государственной образовательной политики. Это прежде всего основные вызовы современности, порождаемые развитием процессов глобализации. Применительно к России они выдвигают на первый план задачи развития гражданского общества, социокультурной модернизации страны, поворот в образовании к личности обучаемых, учет новых требований информационного общества к человеку, системе образования и обществу в целом.

Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании, то есть приобретают форму общественного договора — конвенциональной нормы.

Это приобретает принципиальный характер, поскольку анализ отечественных образовательных реформ ХIХ-ХХ веков показал, что одной из важнейших причин их незавершенности является постоянное противостояние государства и общества. Несформированность гражданского общества в конце ХХ — начале ХХI века также в своей совокупности явилась фактором, обусловившим неглубокий характер реформ, приведший к неудовлетворенности их результатами.

Всякая реформа, предпринимаемая сверху руководящими органами, вызывала то более явное, то скрытое противодействие большинства педагогов, не видящих в новациях для себя ничего, кроме увеличения и без того немалых трудностей.

В свою очередь реформаторское движение, идущее снизу, порожденное усилившейся активностью передовых педагогов-новаторов, скорее рано, чем поздно глушилось (в том числе и в результате распространения их опыта в качестве директивно-обязательного на всю страну) государственными органами. В результате каждая реформа осложняла отношения внутри педагогического сообщества, порождала остроту взаимного неприятия «новаторов» и «консерваторов».

Вместе с тем все осуществлявшиеся прогрессивные реформы носили явно выраженный характер «догоняющей» модернизации, происходившей в сфере образования под сильным влиянием опередивших Россию в своем развитии западных стран, что обусловливало заимствование технологий, адаптацию отечественного образования к образцам, возникшим или возникающим в иных социоэкономических и культурных условиях. Это, конечно, обеспечивало некоторый прогресс в образовании, но в итоге порождало и существенные негативные последствия. Как показал опыт, «догоняющие модернизации» вообще неэффективны в интеллектуальных сферах (в том числе и в образовании). Организуемые извне, они в основном пассивно усваивали чужие образцы, а не вырабатывали свои собственные, не изменяли условия, не формировали новые цели. В данном аспекте слабо, а по сути и вообще не реализовалась направленность реформ не как «догоняющей модернизации» по западным образцам, а в качестве саморазвивающегося изнутри процесса, как результата преодоления собственных противоречий, на своей отечественной ментальной базе.

Анализ исторического опыта показал, что результат каждой реформы системы образования в конечном итоге определялся не только материально-экономическими, социально-педагогическими и организационными причинами, хотя это всегда выходило на первый план. Не менее важной являлась задача концептуальной направленности реформ, которые должны действительно утверждать новое, но в то же время не разрушать самобытность национальной культуры, опираться на нее.

В данной связи подчеркнем, что все осуществлявшиеся ранее реформы недостаточно учитывали российский менталитет, систему его ценностей, а следовательно, и не опирались на него. Поэтому важным фактором успешности инновационного развития является смена доминант в осуществлении образовательной деятельности — переход от более или менее адекватного копирования западной модели модернизации образования к выявлению и реализации скрытых социокультурных изменений, происходящих в глубинах российской цивилизации, проектированию образовательных реформ как важнейшего ресурса социально-экономического развития государства.

Главное заключается не в организационных и структурно-функциональных мероприятиях, а в определении тех образовательных целей, базовых ценностей, вокруг которых смогли бы сплотиться основные субъекты педагогического процесса. При этом темп инноваций должен соответствовать реальным возможностям российского общества, не раскалывать, а интегрировать его различные слои.

Формулируя целевые установки разработки стандартов, мы исходим из того, что успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

 

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

 

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования.

Таким образом, стандарты приобретают характер конвенциональной нормы, отражающей социальные ожидания по отношению к образованию со стороны личности, семьи, общества, бизнеса и государства. Подобная идеология стандартов образования способствует достижению миссии образования как основного инструмента формирования российской идентичности, обеспечивающей успешную социализацию подрастающих поколений, устойчивость и процветание государства.

Стандарты нового поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Александр КОНДАКОВ, доктор педагогических наук стал руководителем группы разработчиков стандартов второго поколения,

В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных иерархических уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.


Функции образовательных стандартов второго поколения

В сложной диалектике преемственности и инновационности важнейшей функцией стандарта выступает обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», то есть уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.

Другой стратегической функцией выступает стабилизирующая и регламентирующая роль стандартов: обеспечение единства образовательного пространства страны, которое в условиях перехода к многообразию типов и видов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют государственные требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

 

В этом положении особенно рельефно проявляется преемственность и инновационность второго поколения стандартов. Сохраняя вариативный характер образования, его культурный орнамент, отражающий полиэтнический и поликультурный характер российского общества, они вместе с тем обеспечивают внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Государственный запрос в этом случае заключается прежде всего в решении остро стоящей задачи равной доступности образования для всех граждан страны вне зависимости от их социального и имущественного положения, места жительства или иных различий. Инновационным ориентиром развития принципа вариативности образования вступает его реализация путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса: учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.

 

Важнейшей функцией стандартов явится обеспечение реализации ключевых целей и задач социально-экономического развития страны. Это позволит решить вопросы национальной безопасности, государственной стабильности, международного позиционирования России.

Теоретические и методологические разработки образовательных стандартов второго поколения

При разработке образовательных стандартов второго поколения в полной мере преемственно учитывались механизмы и результаты деятельности Государственной комиссии по разработке содержания среднего образования. Эта комиссия была сформирована совместным постановлением президиумов двух академий — Академии наук СССР и Академии педагогических наук РСФСР (15 декабря 1964 года).

В состав Центральной общей комиссии, приобретшей сразу же по характеру своей деятельности значение общественного научно-педагогического штаба по определению нового содержания школьного обучения, вошли видные советские ученые, представляющие различные отрасли науки (И.К.Кикоин, А.Н.Колмогоров, А.Л.Минц, М.В.Нечкина, А.И.Опарин, Н.Н.Семенов и др.), писатели, деятели искусства, квалифицированные специалисты по профессиональному образованию, директора и главные инженеры предприятий, педагоги, методисты, деятели народного образования, передовые учителя.

При Центральной комиссии было создано 15 рабочих групп (предметных комиссий) по начальным классам и всем предметам школьного курса, по эстетическому, трудовому, физическому воспитанию.

Главным результатом работы комиссии на протяжении 1965 — 1970 годов стало обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с современными для того времени научными достижениями. Именно современная наука была положена в основу того источника, на базе которого формировалось новое содержание общего среднего образования. В качестве целевой установки учебных программ по всем предметам была поставлена задача «не превращая научную новизну в самоцель, вместе с тем ввести школьников в мир современной науки, вооружить их знанием всего наиболее существенного и передового, что составляло ее содержание».

Продуктивность деятельности Государственной комиссии придала творческая атмосфера дискуссий, которые были особенно присущи начальному — методологическому этапу ее работы. В центре внимания оказался поиск путей разрешения противоречия между новым характером изложения изучаемого учебного материала, усиливающим значение обобщенных знаний и теоретических положений, и психологическими особенностями познавательной деятельности детей, которая основывается на чувственном опыте, постепенно овладевая обобщениями и абстракциями.

Концепция содержания общего образования, которая складывалась в Центральной комиссии, в итоге приняла за исходные положения такие идеи и принципы, которые, устанавливая определенные соотношения между насущными требованиями модернизации школьных программ и психологическими особенностями учащихся, обеспечивали бы повышение научного уровня общего образования.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter