Орфограммы в загадках.

Материал «Орфограммы в загадках» помогает учителю разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок даёт возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку — значит найти решение задачи, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

При разгадывании загадок:

а) формируется любовь к народному творчеству, родному языку;

б) ребёнок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;

в) мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;

г) развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции;

д) расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.

Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

 

Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ

1. Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиделка на носу? (Очки)

2. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

3. А ну-ка, ребята, кто отгадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? (Рукавички)

4. Стальной конёк по белому полю бегает, за собой чёрные следы оставляет. (Ручка)

5. Спят мирно дочки в фанерном домочке. У сонь, у тихонь на головках огонь. (Спички)

6. Что это у Ванечки? Ниточка на палочке, палочка в руке, а ниточка в воде. (Удочка)

7. Рос шар бел, ветер дунул — шар улетел. (Одуванчик)

8. Золотое решето чёрных домиков полно; сколько черненьких домков, столько маленьких жильцов. (Подсолнечник)

9. В лесу вырезана, гладко вытесана. Поёт — заливается, как называется? (Дудочка)

10. Я маковой крупинков упала на тропинку, остановила вас, закончила рассказ. (Точка)

Удвоенные согласные

1. Стою на крыше, всех труб выше. (Антенна)

2. По асфальту едет дом, ребятишек много в нём, а под крышей дома вожжи, дом без них ходить не сможет. (Троллейбус)

3. Плещет тёплая волна в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (Ванна)

4. Этот глаз — особый глаз. Быстро глянет он на вас, и появится на свет самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)

Непроизносимые согласные

1. Доброе, хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит. (Солнце).

2. Крутая гора, что ни шаг, то дыра. (Лестница)

Парные согласные

1. Маленькие лапки, на лапках царапки. (Кошка)

2. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

3. Красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

4. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

5. В воде купался, а сух остался. (Гусь)

6. Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

7. Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы — нет под шапкой головы. (Гриб)

8. Во двое горой, а в избе водой. (Снег)

9. Бьют Ермилку по затылку. Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)

10. Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках. Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)

11. В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним такая гладь, ни морщинки ни видать. (Утюг).

12. Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везёт, а не лошадь (Самолёт)

13. Хоть открыты настежь двери, но ко мне не входят звери, ты смотри меня не трожь — я колючий шарик... (Ёж)

14. Шар земной внесли в автобус! Оказалось, это... (Глобус)

15. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка, можешь и нарисовать. Что такое я?...(Тетрадь)

 

Безударные гласные

1. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)

2. Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг друга не видят. (Глаза)

3. Скоро ест, мелко жуёт, сама не ест, другим не даёт. (Пила)

4. Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке, Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника)

5. В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка. (Рябина)

6. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый — краса, а зовут её ... (Лиса)

7. Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень. (Часы)

8. Хороводами в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы)

9. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем-ищем — не найдём. (Роса)

10. По морю идёт, а до берега дойдёт — тут и пропадёт. (Волна)

11. Мы варенья наварили, никому не говорили. Чудеса! Чудеса! Как проведала...(оса?)

12. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится  медком (Пчела)

13. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (Овца)

14. Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла, и сады и огороды всей окреге полила. (Гроза)

15. Делиться со всеми — привычка моя! Вам яду не надо? - спросила... (змея)

16. С бородою, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, с пухом, а не птица, лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)

 

Мягкий знак (Ь) после шипящих у существительных мужского и женского рода

1. В густом лесу под ёлками, осыпанный листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой (Ёж).

2. Весёлые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

3. Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)

4. Да не бойтесь, ладно уж, не ужалит этот...(Уж)

5. Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. (Ключ)

6. Махнула птица крылом и покрыла свет одним пером (Ночь)

7. Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица прямо на трактор чуть не садиться? (Грач)

8. В поле тычинка — золотая вершинка. (Рожь)

9. Зимой нет теплей, летом нет холодней. (Печь)

10. Ростом мал, да удал, от меня ускакал. (Мяч)

Мягкий знак (Ь) и твёрдый знак (Ъ) разделительные

1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Спинки в веснушках. Ах, как неловко! И покраснела божья ...(Коровка)

3. Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга).

4. Вместо хвостика — крючок, вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. (Свинья)

5. В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет — из лесного сора строит себе город. (Муравьи)

6. Длинной шеей поверчу, груз тяжёлый подхвачу, где прикажут — положу, человеку я служу (Подъёмный кран)

Мягкий знак — показатель мягкости

1. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

2. Мету, мету — не вымету, несу, несу — не вынесу; пора придёт — сама уйдёт (Тень)

3. В воде купался, а сух остался (Гусь)

4. Кто в дом ни идёт, меня за руку берёт. (Дверь)

5. Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет (Гвоздь)

6. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)

7. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придёт весна просыпается от сна (Медведь)

8. Кто на голове свой дом носит? (Олень)

9. Каждый вечер я иду рисовать круги на льду, только не карандашами, а блестящими ...(коньками)

10. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка, можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

11. У двух матерей по пяти сыновей, для всех одно имя (Пальцы)

Буквосочетания -оро-, -оло-

1. Глубоко был спрятан он, 1-2-3-и вышел вон, и стоит он на виду, белый, я тебя найду. (Боровик).

2. Не сеют, не сажают — сами вырастают. (Волосы)

3. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей)

4. Десять мальчиков живут в зелёных чуланчиках. (Горох)

5. Стоит копытце, полно водицы. (Колодец)

6. Чёрных ягод пышных куст — хороши они на вкус. (Смородина)

7. Говорит дорожка — два вышитых конца: «Помойся хоть немножко, чернила смой с лица! Иначе ты в полдня испачкаешь меня» (Полотенце)

8. На стене висит, болтается, всяк за него хватается.(Полотенце)

9. Не море, не земля, корабли не плавают и ходть нельзя. (Болото)

10. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает (Воробей)

11. Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)

12. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)

13. Деревянная шея, железный клюв, стучит «тук, тук, тук» (Молоток).

 

Буквосочетания жи – ши

1. Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда всё несут. (Мыши)

2. Ползун ползёт, иголочки везёт. (Ёжик)

3. Два берёзовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжие, а зовутся (лыжами)

4. С неба падают зимою и кружатся над землёю лёгкие пушинки, белые (Снежинки)

5. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он (Жираф)

6. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются.

7. Травка та растёт на склонах и на холмиках зелёных, Запах крепок и душист, а её зелёный лист нам идёт на чай. Что за травка, отгадай! (Душица)

8. На четыре ноги надевали сапоги. Пред тем, как надевать стали обувь надувать. (Шины)

9. Растёт зелёный кустик, дотронешься — укусит. (Шиповник)

10. Если дождик — мы не тужим, бойко шлёпаем по лужам. Станет солнышко сиять — нам под вешалкой стоять. (Калоши) 

Буквосочетания  чу-щу

1. Ночь, но если я захочу, щёлкну раз — и день включу. (Выключатель)

2. Пять амбарушек — одни ворота (Перчатки)

3. Не шит, не кроен, а на ниточке сборен (Чулок)

4. Идут, идут, а всё тут как тут. (Часы)

5. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала (Туча)

6. Чёрненько, горяченько, а все любят. (Чай)

7. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

8. Горит столб, а дыму нету (Свеча)

9. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

10. Стоит Антошка на одной ножке, руки из палки, в руках мочалки. (Чучело огородное)

О ягодах

 1. Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина)

2. Чёрных ягод пышный куст — хороши они на вкус. (Смородина)

3. На припёке у пеньков много тонких стебельков.

4. Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)

5. Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке. Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника)

6. На лесной полянке красуется Татьянка, алый сарафан, белые крапинки. (Земляника)

7. В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? (Рябина)

8. Зелёные кусточки, алые цветочки; когти-коготочки, стерегут цветочки. (Шиповник)

9. Растёт зелёный кустик — дотронешься — укусит. (Шиповник)

10. Весной — белёная, летом — зелёная, осенью — калёная, зимой — хвалёная. Калина)

11. Белая, пушистая, густая, душистая, завесила село — как будто подморозило, как будто сад и озеро метелью занесло. (Черёмуха)

12. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти, дети, птицы и медведи. (Малина)

13. Я красна, я кисла, на болоте я росла, дозревала под снежком, ну-ка, кто со смной знаком? (Клюква)

14. На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)

15. Кафтан на мне зелёный, а сердце, как кумач,

16. на вкус, как сахар сладкий, а сам похож на мяч. (Арбуз)

17. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Вишня)

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter