Рабочая программа по природоведению для 5 класса

Всего: 102 час.; в неделю: 3 час.; резерв времени 1 час.

Уровень изучения: базовый.

Планирование составлено на основе: рабочей программы и учебника А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс»

 

В программу вошли разделы:

  • Пояснительная записка.
  • Учебно-тематический план.
  • Содержание программы.
  • Требования к уровню подготовки.
  • Учебная и методическая литература.
  • Календарно-тематическое планирование.

Пояснительная записка

1. Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладениеначальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

2. Нормативно-правовая база

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

3. Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 учебных часа для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 3 учебных часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 1 час для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

4.Форма организации образовательного процесса

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и проведение опытов.

5. Механизмы формирования компетентности обучения.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

6.  Формы контроля.

Тестовый контроль, работа с картой, заполнение таблиц, практические работы, фронтальная письменная работа, индивидуальный устный опрос.

7. Учебная литература

Плешаков А.А., Сонин, Н.И. «Природоведение» - М.: Дрофа, 2011 

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

I. Изучение природы

5

II. Вселенная

16

III. Земля

40

IV. Жизнь на Земле

22

V. Человек на земле

17

 Резервное время

1

Практические работы

Часть I. Изучение природы (5 часа)

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

3. Великие естествоиспытатели.

Часть II. Вселенная (16 часов)

1. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Часть III. Земля (40 часов)

1. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений.

2. Наблюдение погоды, изменение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Часть IV. Жизнь на Земле (22 часов)

1. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.

2. Исследование влияния температуры, света и влажности на проростание семян.

3. Примеры приспособления растений и животных к среде обитания.

4. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступныпи путями их решения.

Часть V. Человек на Земле (17 часов)

1. Измерение своего роста и массы тела.

2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Литература и средства обучения

1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2007.

2. Т.В. Козачек. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/Т.В. Козачек – Волгоград, 2005.

Скачать полную версию рабочей программы по природоведению для 5 класса (А.А. Плешаков) с календарно-тематическим планированием вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!