Конспект урока русского языка 7 класс: Повторение темы "Деепричастие"

Конспект урока в 7 классе с презентацией: Повторение темы "Деепричастие" (с применением элементов сингапурской методики).

Цели урока:

1) образовательная: систематизировать, закрепить полученные знания о деепричастии, отработать умение находить деепричастия, деепричастный оборот в тексте;

2) развивать  коммуникативные умения учащихся; навык работы в паре, команде;

3) воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику, бережное отношение к природе.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: проектор, карточки. 

Ход урока
1. Орг. момент.

Вступительное слово учителя. Целевая установка.

Здравствуйте!

Добрая ласковость слова

Стёрлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,

Это же – дольше живите на свете. (Е. Шевелёва)

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Ребята, сегодня мы подошли к заключительному этапу работы над  одной из труднейших тем по русскому языку "Деепричастие". Нам с вами предстоит обобщить, систематизировать знания по данной теме.

Запишите число, тему урока. Ребята, на уроке  можно пользоваться моделью Фрейер.

2. Актуализация опорных  знаний.

- Начнём повторение с проверки домашнего задания. Вам нужно было заполнить "слепую таблицу". Проверим, как вы заполнили таблицу?

Ребята, у всех так заполнена таблица? 

Деепричастие

Грамматические признаки

Синтаксис и пунктуация

глагол

?

Член предложения

Обособляется

1.            ?

Не изменяется

              ?

         ?

2.            ?

3         ?

сов.

несов.

Расскажет нам  по таблице о деепричастии ................ (Спасибо, молодец!)

- Дома вы должны были составить вопросы по теме "Деепричастие. "Проведём КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД. (опроси-опроси-поменяйся листочками). Проверьте, пожалуйста, нет ли одинаковых вопросов? Встаньте, задвиньте стульчики, поднимите руку, найдите ближайшую пару. Опросите, поблагодарите.

- Спасибо, садитесь. Молодцы, с теорией  вы справились, перейдём к практическим заданиям.

3. Формирование ЗУН.

- Ребята, на столах перед вами лежат карточки. Найдите задание № 1и прочитайте.

Из записанных слов найти  и выписать в тетрадь "3лишнее".

1) Переписать, читая, прочитанный.

2) Нарисовать, нарисованный, нарисовав.

3) Переделывая, переделка, переделать.

4) Невзлюбил, негодуя, ненастье.

Проведём ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН. (подумай-запиши-обсуди в команде)

участник № 1-прорабатывает 1 группу слов, участник  №2- 2 группу слов, участник № 3 -3 гр.слов, участник 3 4- 4 группу слов. Обсуждают в команде.

Теперь проверим, как вы выполнили задание. Отвечает участник № 1  с  первого стола. Все согласны? участник №2 со 2 стола, участник № 3 с 3 стола, участник № 4 с 4 стола. Спасибо, садитесь.

- Перейдём к 2 заданию. "Конструктор". Проведём ТИК-ТЭК-ТОУ.

Составьте словосочетания, используя 3 слова, расположенные в любом ряду по вертикали, горизонтали, диагонали. Обсудите в команде, наиболее удачные запишите в тетради.

1) Открыв, закрытое, открыть.

2) Переписать, рисуя, пролетевший.

3) Ненависть, невзлюбил, недоумевая.

Проверка: уч. №3 стол 2  читает СС своего стола, уч. № 4 стол 1, уч. №2 стол 4, уч. №1 стол 3. 

- Следующее задание - словообразовательная работа.

Проведём  РЕЛЛИ-ТЕЙБЛ.

Работаете на листочках (один листок на двоих) поочерёдно записываете свои ответы.

Участники № 1,2.

Из данных глаголов образовать деепричастия несовершенного вида: распол...гают, зам..рают, к..саются, балуются.

Участники № 3, 4

Из данных глаголов образовать деепричастия  совершенного вида: к..снуться, распол..жить, зам..реть, баловаться.

Проверка: уч. № 3 со всех столов  встали, поочерёдно читаете, объясняете.

Уч. № 2 встали... Спасибо, молодцы.

Вывод: от глаголов совершенного вида образуются деепричастия сов. вида с помощью суффиксов В, ВШИ, ШИ от глаголов несов. вида образуются деепричастия несовершенного вида с помощью суффиксов А, Я. 

- МИКС-ФРИЗ-ГРУПП (под музыку). Встали, задвинули стульчики. Танцуем.

- Признаки скольких частей речи совмещены в деепричастии? (2).......объясни.

- Сколько второстепенных членов предложения? (3)

- Сколько вопросов у деепричастия? (2)

- Сколько звуков в слове юла? (4)...объясни.

Спасибо, садитесь. 

- Повторим написание НЕ с деепричастиями. Можете пользоваться моделью Фрейер.

Используем СИМАЛТИНИУС-РЕЛЛИ-ТЕЙБЛ.

Работаем в тетрадях. Переписать раскрывая скобки.

(Не)видя, (не)думая, (не)доумевая, (не)замечая, (не)поднимая, (не)чувствуя, (не)не)узнаешь, (не)навидя, (не)умолкая, (не)взлюбив.

Закончили? Обменялись тетрадками, проведём взаимопроверку (по слайду) оцениваете.

"5"- всё  правильно."4"-2 ошибки, "3"-3-5 ошибок.

Вывод: не с Д. пишется  раздельно. Если не употребляется без не- то слитно. 

- Работа с поэтическим текстом.

Ребята, сейчас Гульназ прочитает нам стихотворение Виктора Суходольского "Выброшенная ёлка", а вы должны определить его основную мысль.

- Какова основная мысль стихотворения? (боль автора за срубленные ёлки, которые так недолго украшали праздник, а теперь выброшены на улицу)

- Прочитайте строчки, в которых автор выражает свою боль, тревогу за судьбу новогодних ёлок. (последняя строфа)

- Определите  тему стихотворения (тема выброшенной после праздников ёлки совпадает с названием стихотворения).

- Найдите в первой строфе деепричастный оборот, объясните знаки препинания. (смежив реснички-иглы на морозе).

- Работаем с 3 строфой стихотворения. Находим деепричастный оборот

- В каком значении 1 д. (сыпать).

- В каком значении 2 д. (спать)

- Как называются слова, одинаковые по звучанию, написанию, но разные по значению? (омонимы)

- Найдите в 6 строфе д., произведите устно морфологический разбор.

(Не) зная - деепричастие.

1. Застыла (что делая?) - не зная

2. Морфологические признаки: неизмен. форма, несов. вида.

3. Застыла (что делая) не зная (обстоят.) 

Словесное рисование.

Ребята, какую картину вы представили, слушая стихотворение? (ёлку в лесу, на празднике, на свалке)

По статистике ежегодно перед новым годом в России вырубается свыше миллиона ёлок. А  вместо живой красавицы какую ёлку можно поставить? (искусственную). Она и прослужит не один год, и леса не будут страдать от ежегодной вырубки молодых ёлочек.

Домашнее задание. Наверняка, у каждого из вас дома стояла ёлка на новогодний праздник. Что же случилось с ней потом? Дома выполните творческую работу на тему "Что стало с ёлкой?" Жанр определите сами: сказка, рассказ, стихотворение. 

Итог урока: - О какой части речи  говорили на уроке?

- Что вспомнили, повторили?

- Какие были трудности? (запишите на стикерах) и при выходе прикрепите на парковке.

- Тетради сдайте, я проверю ваши письменные задания и, учитывая устные ответы, поставлю оценки в журнал.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!