Конспект занятия элективного курса по черчению 5 класс: Основные правила нанесения размеров на чертеже

Предлагаемый материал представляет собой разработку занятия элективного курса «Техническая графика и основы черчения» для учащихся 5 класса и содержит: конспект, презентацию и задания для самостоятельной работы учащихся.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся на занятии происходит знакомство с основными правилами нанесения размеров на чертеже.

Достижению высокого качества усвоения данного учебного материала способствует создание положительной мотивации к обучению через установление межпредметных связей – черчение-технология, черчение-изобразительное искусство.

Кроме иллюстративного материала, презентация содержит практическое упражнение позволяющее учащимся закрепить изученный материал, а учителю получить информацию о степени усвоения данного материала. 

Материалы и оборудование:

Технические средства - компьютер, проектор, интерактивная доска или экран.

Экранно-звуковые пособия – презентация в Power Point.

Раздаточный материал – чертеж бытового предмета (разделочной доски) с размерами.

Для учащихся – тетрадь, чертёжные инструменты (циркуль, угольник), простые карандаши.

Цели урока:

1. Усвоить правила нанесения размеров на чертеже несложного предмета, сформировать первичные навыки чтения чертежа.

2. Содействовать воспитанию личности, формировать ключевые компетенцииинформационную – умение использовать различные источники информации;

коммуникативную – овладение всеми видами начертательной деятельности, умениями и навыками использования чертёжного языка в различных сферах технической деятельности, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; умение работать в группе, слушать и слышать другого;

Учебно-познавательную - систематизация знаний о различных видах чертежа, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.

3. Развивать умение работать по правилу и творчески, анализировать результаты своей деятельности.

Тип урока: урок открытия знаний.

Ход урока:

1. Проверка готовности к уроку

определение места данного урока в общей системе уроков.

Слайд 2.

Учитель читает высказывание К.Станиславского.

Постараемся на уроке поработать так, чтобы пополнить копилку своих знаний новой их частью, чтобы сегодняшний день не был «невозвратно погибшим».

Здесь заканчивается текст слайда 2.

2. Актуализация знаний

Итак, мы продолжаем изучать правила выполнения чертежей. Вы, наверное, знаете, что предмет черчение тесно связан с другими учебными предметами. Какими именно?

(Учащиеся высказывают свои предположения).

Наиболее тесно черчение связано с технологией. Попробуем привести примеры, где на уроках технологии могут пригодиться знания, полученные в процессе обучения черчению?

(Учащиеся приводят примеры. Среди них – выпиливание различных предметов, раскрой одежды и т.д.).

Всё верно. Сегодня мы попробуем поработать над одним таким проектным заданием.

3. Постановка цели урока

Слайд 3.

Итак, перед вами описание изделия, которое необходимо изготовить на уроке технологии.

Изготовить разделочную доску для нарезки хлеба. Доска деревянная, прямоугольной формы с размерами 150 на 250 миллиметров, имеет ручку в форме трапеции с отверстием диаметром 12 миллиметров. Толщина доски 5-7 миллиметров. Декорировать изделие росписью с растительными мотивами.

Попробуем сформулировать последовательность создания данного проекта.

Слайд 4, 5, 6, 7, 8.

Далее учащиеся озвучивают варианты этапов работы, каждый из которых обсуждается. Последовательность должна быть примерно такой:

  1. Создать эскиз разделочной доски (нарисовать предмет). Эскиз дает представление о форме предмета, его декоре, но не дает представления о размерах. Поэтому целесообразно выполнить чертёж.
  2. На основе чертежа создать шаблон из картона. Для этого понадобятся размеры изделия, которые нанесены на чертеже.
  3. Вырезать изделие из фанеры.
  4. Обработать шкуркой поверхность и края изделия для защиты рук от повреждений.
  5. Декорировать изделие (расписать по предварительно созданному эскизу).
  6. Покрыть изделие лаком, просушить.

Кто сможет самостоятельно создать данное изделие, выполнив всё от начала до конца?

Учащиеся поднимают руки, учитель спрашивает тех, кто руку не поднял: «Почему многим трудно сделать доску от начала до конца самостоятельно, не прибегая к помощи?». В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одному человеку трудно обладать всеми умениями одновременно. Например, девочке, сложно выпилить доску. Поэтому работу над изделием целесообразно не только разделить на этапы, но и нужно распределить ответственность за эти этапы межу разными людьми. Слайд 9.

Итак, над созданием доски будут работать три человека, назовем их дизайнер – он отвечает за создание эскиза, роспись изделия, конструктор - разработка чертежа, мастер – создание шаблона, выпиливание доски, её обработка.

Остановимся более подробно на этапе создания чертежа разделочной доски. Чертеж может выглядеть примерно таким образом… Слайд 10.

Как вы думаете, сможет ли мастер сделать по этому чертежу шаблон? Почему? Чего не хватает на чертеже?

Учащиеся приходят к выводу, что на чертеже не хватает размеров. Попробуем необходимые размеры нанести (учащиеся у доски предлагают свои варианты).

Может ли быть несколько вариантов в способах нанесения размеров? (Не может, способ должен быть один, иначе конструктору и дизайнеру трудно будет понять друг друга).

Как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия? Слайд 11.

 

Изучить правила нанесения размеров на чертеже.

Далее учащиеся делятся на группы, каждой группе предлагается задание: изучить чертеж, ответить на вопросы.

4. Практическая работа

В процессе изучения чертежа разделочной доски учащиеся отвечают на вопросы, выбирая правильный вариант ответа.

По окончании работы проводится проверка правильности ответов.

Слайд 12, 13.

5. Закрепление изученного материала, проверка степени усвоения материала.

Где в вашей учебной деятельности или в быту могут пригодиться полученные сегодня знания?

Слайд 14, 15, 16.

Проверка проводится по заданию «Найти и исправить ошибки на чертеже».

Критерии оценивания чертежа:

Не соблюдены параметры осевой линии – 1 балл

Не указан знак диаметра окружности – 1 балл

Неверная толщина размерной вертикальной линии – 1 балл

Неверно нанесено размерное число 65 – 1 балл

Неверное расстояние между параллельными размерными линиями – 1 балл

«5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла

«2» - балла

6. Завершение урока, рефлексия, домашнее задание.

Вернемся к цели урока.

Слайд 17.

Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели. (Достигли, но изучили правила нанесения размеров теоретически. В дальнейшем предстоит научиться наносить  размеры на чертеже в процессе их самостоятельного выполнения).

К следующему занятию необходимо подготовить для работы чертежные инструменты для выполнения чертежа.

Размер:
85.56 Kb
Скачали:
35
<
Аватар пользователя
8 966 766 44 65

07.02.2020

отличная разработка больше бы подобных

Добавить комментарий