Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах

Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования»

В программу входят:

  • пояснительная записка;
  • тематические планы по классам;
  • краткое описание занятий;
  • итоговые тесты по классам;
  • тематические классные часы по ПДД по классам;
  • дидактические игры с описанием, вопросы, кроссворды, задачки при изучении ПДД;
  • рекомендуемая литература;
  • содержание уголка по ПДД, положение о содержании кабинета, памятки.

Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка (принята ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989 г.) ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей – до 12 лет, и подростков – от 12 до 16 лет.

По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет.

Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

Повлиять на ситуацию должен Федеральный закон РФ от 7 мая 2009 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях».

Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим Краевым институтом повышения квалификации работников образования разработана «Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы (интегрированный курс)»

За основу для разработки данной программы взяты рекомендации Минобрнауки 2007 г. по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-20012 гг.» 

Цели программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений края, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах края с учетом внесенных изменений в правила дорожного движения и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:

  • нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);
  • неподчинение сигналам светофора (11,8%);
  • неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);
  • игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%).

В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг.

Наиболее аварийное время суток –  это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • неспособность адекватно оценивать обстановку;
  • быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
  • преобладание процессов возбуждения над процессами  торможения;
  • преобладание потребности в движении над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
  • переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
  • неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

В рабочих материалах по профилактике ДДТП, подготовленных сотрудниками ГИБДД, приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них.

Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется.

Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога.

Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Среди учащихся лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков.

Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении учащихся в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у учащихся знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности. Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям:

  1. Информационное – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
  2. Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
  3. Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
  4. Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
  5. Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

Настоящая программа является примерной, определяющей вариативный компонент содержания курса ОБЖ и «Окружающий мир» с 1 по 4 классы (10 часов). С 5 по 11 класс (10 часов) в курсе ОБЖ как вариативный компонент и обучение правилам дорожного движения на классных часах с 1 по 11 классы (10 часов).

В программе даны перечни практических работ, игр, которые учитель может заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся. Рекомендуется равномерно распределять темы в учебном году, некоторые занятия приурочивать к концу четверти и проводить в виде урока-инструктажа перед каникулами.

В рабочих программах возможны изменения и дополнения с учетом местных условий, учебно-материальной базы.

Для успешной реализации программы необходимо:

  • при планировании уроков по изучению Правил дорожного движения предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасного поведения на дороге;
  • во всех образовательных учреждениях оборудовать площадки для практических занятий;
  • в территориях, имеющих оборудованный автогородок и кабинет ПДД, разработать график проведения практических занятий для всех учреждений образования города, района.
  • при изучении Правил дорожного движения уделять больше внимания правилам для пешеходов, пассажиров, велосипедистов
  • организовать участие сотрудников ГИБДД в проведении как теоретических, так и практических занятий;
  • дважды в год обязательно проводить тестирование с целью определения проблемных моментов в обучении детей Правилам дорожного движения и совершенствования преподавания ПДД;
  • добиваться 100% -ых результатов, помня о том, что даже неточность в толковании той или иной дорожной ситуации может привести к трагедии.
  • организовать подписку на газету «Добрая дорога детства» для каждого образовательного учреждения;
  • активизировать работу по развитию сети спортивно-технических клубов и секций, созданию юношеских автошкол с целью более широкого привлечения детей и подростков к вопросам безопасности дорожного движения;
  • разработать и внедрить систему соревнований на звание ПДД с целью диагностики знаний учащихся 2-11 классов;
  • обеспечить организацию и проведение смотров – конкурсов по БДД- образовательным учреждениям;
  • учреждениям дополнительного образования детей разработать схемы безопасного маршрута школьников.
  • организовать при СКИПКРО курсы по обучению методике преподавания ПДД для ответственных за это направление деятельности, для классных руководителей, учителей начальных классов, руководителей отрядов ЮИД.

Основными направлениями изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  1. Ознакомление с окружающим миром (двор, улица, село, город), транспортными средствами (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль).
  2. Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, умение ориентироваться в дорожной обстановке, умение соблюдать Правила дорожного движения, развитие координации движения и реакции и т.д.).
  3. Воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.

Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении осуществляется:

  • школе: классная работа (теоретические и практические занятия); внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии и т. д.);
  • в учреждениях дополнительного образования детей: инструктажи в спортивных секциях и кружках о безопасных маршрутах движения на занятия и обратно; инструктажи по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на улицах и дорогах и т.д.;
  • совместной работой школы, учреждений дополнительного образования детей, органов ГИБДД и др.: дети должны принимать участие (или хотя бы присутствовать) во всех совместных профилактических мероприятиях по безопасности дорожного движения;
  • в семье: индивидуально-воспитательная работа с ребенком (воспитание законопослушного участника дорожного движения на личном примере);
  • средствами массовой информации: разъяснение Правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах.

Во внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма нужно руководствоваться принципами познавательности, убедительности проводимых мероприятий. Работа по изучению Правил дорожного движения должна строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей.

Так, следует помнить, что у младших школьников слабо развиты глазомер и боковое зрение, нет навыка определения источника и направления тех или иных звуков; дети младшего школьного возраста не умеют быстро реагировать в критической ситуации, напротив, они теряются, не зная, какие меры предпринять.

С целью достижения положительных результатов необходимо проводить систематическую работу в данном направлении. С учащимися-нарушителями ПДД следует организовать профилактическую деятельность по разработанному плану. Возможно более активное привлечение отрядов юных инспекторов движения к деятельности по пропаганде изучения Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Каждый учебный день должен оканчиваться минуткой безопасности. Причем, очень важно не относиться к этому формально.

Изучая Правила дорожного движения, отрабатывая изученное на практике, дети и подростки непременно должны осознавать важность изучения и соблюдения Правил дорожной безопасности. Они должны твердо усвоить, что соблюдение Правил дорожного движения – необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей.

Организация обучения школьников безопасному поведению школьников на дорогах по возрастным категориям

Тематический план 1 класс (10 часов)

№ п/п

Тема

Рассказ, беседа

Работа с учебной книжкой 

Игра

Экскурсия

Повторение 

Всего

 1.

Город, район в котором мы живем.

15 мин

15 мин

 

60 мин

 

2 ч

 2.

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт.

20 мин

20 мин

 

 

5 мин

1 ч

 3.

Какие опасности возникают на улицах и дорогах.

20 мин

15 мин

 

 

10 мин

1 ч

 4.

Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор.

10 мин

10 мин

20 мин

 

5 мин

 1 ч

 5.

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

15 мин

10 мин

15 мин

 

5 мин

1 ч

 6.

Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения?

20 мин

20 мин

 

 

5 мин

1 ч

 7.

Пешеходный переход. Что такое перекресток?

15 мин

10 мин

15 мин

 

5 мин

1 ч

 8.

Что означают дорожные знаки.

15 мин

20 мин

 

 

10 мин

1 ч

 9.

Заключительное занятие по пройденному материалу.

 

 

 

1 ч 15 мин

15 мин

2 ч

Занятие 1. 

Тема: Город, район, в котором мы живем.

Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку.

Содержание:

  • дорога в школу и домой;
  • экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
  • обсуждение на маршруте и после возвращения – в классе наиболее опасных мест пути;
  • зачем нужны Правила дорожного движения?
  • когда они появились и какую пользу приносят?
  • опасности, которые несет транспорт человеку;

Работа с учебной книжкой – тетрадью. 

Занятие 2. 

Тема: Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт.

Цель занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные – безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради.

Содержание:

  • пешеход;
  • водитель;
  • пассажир;
  • виды пешеходных переходов. Знаки и обозначения;
  • почему подземный и надземный переходы полностью безопасны?

Работа с учебной книжкой – тетрадью. 

Занятие 3. 

Тема: Какие опасности возникают на улицах и дорогах ?

Цель занятия: формировать, развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.

Содержание:

  • опасные места на улицах и дорогах;
  • опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, деревьев, кустов;
  • поведение детей во дворах, на улицах, дорогах;
  • ознакомление с элементами, обеспечивающими безопасность (знаки «Пешеходный переход», «Дети» и др.);
  • обозначение переходов;
  • знак «Движение пешеходов запрещено».

Работа с учебной книжкой – тетрадью.

Размер:
632.5 Kb
Скачали:
246

Метки к статье: программа, ОБЖ, ПДД, профилактика