Урок толерантности: Знакомство с творчеством писательницы Ордем Гали

Автор: Долинская Вероника Олеговна, ОШ I-III ступеней № 5 Симферопольского городского совета в АРК, учитель начальных классов, г. Симферополь


Цели: Обучающая: ввести понятие «толерантность», научить самостоятельно выделять в тексте главное и умение доводить информацию в употребление другим людям, составить основные черты свойственные толерантному человеку;

Развивающая: развивать творческие способности, умение анализировать, систематизировать и выделять главное,  развивать связную речь, устойчивость внимания

Воспитательная: прививать основные принципы толерантности, воспитывать желание взаимодействовать с окружающими, подводить  к самооценка, самовыражению.

Оборудование: карточки с названиями групп, карточки с текстом, лепестки цветка толерантности, экран, мультимедийная презентация, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья.

2. Актуализация опорных знаний

Работа в парах. Учащимся предлагается составить «Сенкан».

- Предлагаю вам составить «сенкан».  Давайте вспомним, что называется «сенканом». (ответы детей)

Первое слово – тайна.

1. Тайна.

2. Загадочная, большая.

3. Хранить, думать.

4. Хранить загадочные тайны.

5. Загадка, секрет.

- А кто знает, что такое секрет? (Это небольшие истории, которые можно пересказывать друг другу)

3. Сообщение  темы и задач урока

-  Посмотрите вокруг себя. Вы найдёте множество секретов удивительных и простых. Иногда можно улыбнуться, чтобы прошла грусть. Подбодрить своего друга в трудный момент. Сказать тёплое слово маме. Но есть и другие интересные секреты, помогающие человеку выработать характер. Сегодня я вам расскажу о творчестве писательницы Ордем Гали.

Это чувашская писательница. Настоящее имя- Васильева Галина Николаевна. Она  является автором многих книг: «Анины рассказы», «Подружка Катя», «Ордем». Книги этой писательницы написаны простым и доступным языком, учат нехитрой мудрости, любви  к родной природе, к окружающим близким людям, доброте и взаимопониманию. Эпиграфом нашего урока будут слова известной писательницы:

«Река начинается с маленького ручейка, который пробивается из-под земли и течет меж гор и долин, собирая на своем пути отдельные ручейки в единое широкое русло. В своей дороге речка набирает силу и превращается в Реку. Есть Слово, которое влечет за собой другие слова и обрастает фразами, в коих заложен определенный смысл. Если мы хотим иметь прекрасную жизнь,  мы все миримся! Ордем Гали

Сейчас мы окунемся в книгу «Анины рассказы» и познакомимся с маленькой девочкой Аней. У неё в голове витают удивительные мысли, она их называет секретами. Секреты эти непростые. Это секреты толерантности. Открывая секреты мы будем создавать цветок толерантности из лепестков-признаков, говорящих о ней. Конечно, мы не сможем раскрыть за один урок все секреты девочки Ани, но постараемся работать дружно, активно, чтобы как можно больше узнать на уроке нового и интересного.

4. Изучение нового материала

- Прежде чем подойти к секретам Ани, давайте вспомним, что такое «толерантность»?

Толерантность – это слово латинского происхождения, означает терпимость.
 Свойство снисходительноготерпимого человека.

- Сегодня у нас с вами урок необычный. Вы являетесь представителями групп. На группы вы разделились самостоятельно, и каждая группа самостоятельно работала над заданием. Каждая группа имеет свое название, свой девиз и свою эмблему.

Сначала мы немного отдохнем.

Физминутка

 И в работу включается первая группа. Презентуйте себя. (учащиеся презентуют себя: название группы, эмблема, девиз.)

- Молодцы! А теперь мы вас внимательно слушаем.  Пожалуйста.

(Группа детей читает вслух по абзацам 1 секрет. Затем задают приготовленный  вопрос)

1 секрет

Жила-была девочка Аня. Она была волшебницей. Да, да, и самой настоящей. Но сама не догадывалась об этом. Аня ходила в школу в первый класс. Однажды, вернувшись из школы, Аня спросила у мамы:

- Отчего светит солнышко?

Мама ответила, что солнце — это яркая и горячая звезда. У неё много тепла, поэтому часть оно отдаёт людям, — добавил папа. Такое объяснение не устраивало девочку. «Здесь какое-то волшебство», — подумала она и решила узнать всё поподробнее.

- Почему солнышко светит? - спросила девочка кошку Мурку. Мурка сладко зевнула, потянулась и зажмурила свои рыжие глазки.

 — Не знаешь, — определила девочка. — Спрошу у собаки. 
Но и собака в ответ на Анин вопрос только завиляла хвостом.

 «Интересно, — подумала девочка, — они мне не ответили, но мой вопрос не испугал их, а даже, наоборот, у них улучшилось настроение».

— Берёзонька, почему светит солнце? — спросила Аня у белостволой красавицы. Однако деревце радостно зашелестело листвой и тоже ничего не сказало. Девочка увидела старушку, проходившую мимо их дома.

«Спрошу у неё. Если она не ответит, значит, нет никакого волшебства», — решила Аня. 
Старушка, услышав вопрос, посмотрела на девочку, улыбнулась ей и промолвила: 
- На Земле очень-очень много людей. Когда они улыбаются, их улыбки поднимаются в небо. Солнце всё собирает и потом возвращает этот тёплый свет людям.

— Получается, что счастливые люди помогают несчастным?

— Счастливые люди делают солнце ярче, — ответила старушка.

«Значит, чтобы солнце ярко светило, должно быть много радости на Земле», — заключила Аня. 
Вопрос: Что же надо сделать, чтобы солнце стало ярче? (ответы детей)

- Молодцы, правильно! Необходимо просто быть добрым. Добрые люди улыбаются, создавая вокруг себя тёплую среду. И происходит волшебство.

- Давайте все вместе поблагодарим первую группу аплодисментами. Большое вам спасибо. А мы с вами получили первый лепесток- доброта.

Продолжаем. И я приглашаю вторую  группу. Презентуйте себя. (Группа презентует, себя называя своё название, эмблему, девиз)

- Что вы приготовили?

- Мы приготовили инсценировку 2 секрета Ани.

- Пожалуйста, начинайте.

(Инсценировка  2 секрета Ани. Действующие лица: Аня, мама, автор.

2 секрет (прописан в отдельно в приложении)

Вопрос: Что же нужно делать, чтобы цветы хорошо росли?

- Молодцы, правильно! Необходимо о них заботиться. Всем хочется, чтобы о них заботились и  бережно с ними обращались. В  семье, где царит забота, дети растут здоровыми, и крепкими. Дедушки и бабушки долго живут, если дети и внуки проявляют свою заботу и ценят. Мамы и папы счастливы.  Забота приносит счастье в дом.

- Давайте все вместе поблагодарим вторую группу аплодисментами. Большое вам спасибо. А мы с вами получили второй лепесток- забота.

- Продолжаем. И я приглашаю третью  группу. Презентуйте себя. (Группа презентует себя, называя своё название, эмблему, девиз)

- Что вы приготовили?

- Мы предлагаем вам рассказ 3 секрета Ани по рисункам. Рисунки мы приготовили самостоятельно.

(На доске рисунки. Учащиеся рассказывают 3 секрет по рисункам)

3 секрет (прописан отдельно в приложении)

Вопрос: Что нужно делать, чтобы исполнилось ваше желание?

- Молодцы, правильно. Нужно очень этого хотеть. Исполняются они всегда по–разному. Поэтому очень важно научиться, терпеливо ждать. Терпение – самое важное качество характера человека.

- Давайте все вместе поблагодарим третью группу аплодисментами. Большое вам спасибо. А мы с вами получили третий лепесток- терпение.

- Сейчас мы немного отдохнем. Предлагаю вашему вниманию - Гимнастика для глаз.

( На экране - гимнастика для глаз)

- Продолжаем. И я приглашаю  четвертую   группу. Презентуйте себя. (Группа презентует себя, называя своё название, эмблему, девиз)

- Что вы приготовили?

- Мы предлагаем вашему вниманию 4 секрет. Работа наша немного необычная,  У нас чтение – цепочка. (Учащиеся читают по цепочке и задают вопрос)

4 секрет (прописан отдельно в приложении)

Вопрос: Какое пространство создала Аня сначала? Какое пространство создала после разговора с мамой? (Ответы учащихся)

- Молодцы правильно. Все люди должны дружить. Земля общая, нужно любить и уважать всех. Поэтому Аня создала ещё один круг, который назвала пространством любви. И объединив их, мы получаем круг дружбы и любви.

- Давайте все вместе поблагодарим третью группу аплодисментами. Большое вам спасибо. А мы с вами получили четвертый лепесток- любовь и дружба.

   И я приглашаю последнюю пятую  группу. Презентуйте себя. (Группа презентует себя, называя своё название, эмблему, девиз)

- Что вы приготовили?

- Мы предлагаем вашему вниманию 5 секрет. Работа наша немного необычная. Нам необходимо пересказать секрет близко к тексту. ( Учащиеся пересказывают прочитанное близко к тексту)

5 секрет (прописан отдельно в приложении)

Вопрос: Как необходимо оценивать человека? (ответы детей)

Молодцы, правильно! Человека необходимо оценивать по его поступкам и уметь прощать. В каждом человеке есть и хорошие и плохие качества. Научитесь меньше думать о плохом и всегда вперед выставлять хорошее.

И мы с вами получили последний лепесток – умение прощать. А можем ли мы создать цветок без середины – сердца цветка?

Прежде чем мы с вами найдем сердце, давайте немного отдохнем

Физминутка

5. Закрепление и обобщение знаний

Чтобы получить сердце цветка необходимо каждой группе на своих лепестках написать ласковые слова, которые могут охарактеризовать название лепестка.

(Учащиеся группы находят ласковые слова и записывают их на лепестки. Проверка ведется  фронтально)

- Молодцы! А теперь давайте подарим цветок всем людям, чтобы они стали более толерантно относиться к друг другу и знали, что лежит в основе толерантности.

6. Итог урока

Посмотрите на экран. На экране три пословицы. Выберите одну, которая наиболее раскрывает тему нашего урока.

1. Больше дела, меньше слов.

2. Куй железо пока горячо.

3. Одна минута терпения может означать десять лет мира.

- Молодцы!  Вы сегодня очень хорошо поработали.  (Оценивание)

Домашнее задание: Выбрать один признак толерантности и описать его при помощи мини-сочинения.

 

Скачать полную версию   Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.