Проверочные диктанты с грамматическим заданием 3 класс I полугодие

Проверочные диктанты для 3 класса в I полугодии по русскому языку.

Тексты диктантов включают изученные темы: повторение изученного во 2 классе, слово, речь, предложение, текст, состав слова, суффикс, приставка.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 3 класс I полугодие

Проверочные диктанты на повторение изученного во 2 классе

Ласточка

Ласточка летала у окошка. Она зацепилась лапками за нитку Длинная ветка берёзы была привязана к окну ниткой. Нитка держала ласточку. Бедная птичка била крыльями и пищала. На этот писк слетелись другие ласточки. Они кружились возле подружу и щебетали.

Вот одна ласточка клюнула нитку. Потом нитку начали щипать и другие птички.

Скоро ласточка была на воле. По Л. Ефименковой 

За семенами

Ранняя осень. Стоят чудные деньки. Дети гурьбой идут в лес. Они ищут семена деревьев.

В лесу растут ели и сосны. Дети находят шишки и бросают их в корзины.

Ярко пытают гроздья рябин. Землю сплошным ковром укрывают жёлтые листья. Красив осенний лес!

Ребята принесли в школу шишки. 

Летом

Люблю узкую дорожку между двумя стенами золотой ржи. Колосья тихо бьют вас по плечам. Крепкие васильки хватают за ноги. Лошадь бежит ленивой рысью.

Вот и роща. Тень и тишина. Лепечут в вышине стройные осины. Берёза чуть качает длинными ветками. Широкий дуб стоит возле молодой липки. Мирно поют птицы. По И. Тургеневу

Осенью

Осенью скворцы, грачи и ласточки улетают на юг. Там тепло и много корма. А звери встречают зиму.

Белка сушит на ветках деревьев грибы. В дупле у белки мягкое по Ёж много ест. Ловит жучков, червей. Из травы и сухих листьев делает гнездо. И медведь много ест. Копит жир. Зимой он спит в берлоге. 

Цирк Дурова

Собака сидит за столом и решает задачу. Собака с ружьём жиг на задних лапках. Она ведёт на поводке охотничью собачку. Собаки мчат верхом на низкой лошадке с длинной шерстью. Кошка отлично играет с крысами, хотя они вечные враги. Гладкие морские львы ловко бросают мяч.

Это сказка? Это цирк Владимира Дурова. По В. Бианки 

Моя мама самая красивая

У совы родился птенец. С большими глазами и большим ртом. Совы обычно летают ночью. Их слепит солнечный свет. Сова просила сыночка днём сидеть в гнезде.

Совёнок скучал. Он полетел на луг. Посмотрел на солнышко и ослеп. Льёт слёзки и просит найти маму. Спрашивают крошку, какая у него мама. Совёнок отвечает, что его мама самая красивая. По В. Сухомлинскому

 

Проверочные диктанты по теме «Речь»

Подруга

Летом Ольга ездила в лагерь. Там у девочки появились новые Друзья. Дети пели песни у костра, писали заметки для стенной газеты. Ольга скучает по ним. Подружке Даше она написала письмо, каникулы девочки встречаются в Москве.

Грамматическое задание

1. Выпишите-из текста слова с мягким знаком, разделите их для переноса.

2. Выпишите из текста название города. Запишите еще три слова с такой же орфограммой.

3. Над словами пели, писали укажите, к какому виду речи относятся эти действия: к письменной (П) или к устной (У).

 

Проверочные диктанты по теме «Текст»

У лесника

Выходной день. Тропа бежит через лесок. Игорь и Олег идут домой. Мальчики были у лесника Кузьмы Васильевича. Они сажали молодые дубки. Пройдут года. За селом зазеленеет дубовая роща.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Выпишите из текста однокоренные слова, выделите в них корень.

3. Придумайте и запишите свой заголовок к тексту.

 

Проверочные диктанты по теме «Предложение»

За грибами

Тёплый осенний денёк. Мы идём в лес за грибами. Брат Ваня ищет рыжики. Этот гриб весь рыжий: и шляпка, и ножка. Вот душистый груздь- Бабушка Лида любит их солить. В моей корзине крепкие боровики.

Грамматическое задание

1. Спишите, укажите, какое это предложение по интонации: восклицательное (В) или невосклицательное (Н).

Вот растёт гриб боровик,

И красив он, и велик!

2. Выпишите из текста названия грибов. Запишите ещё одно слово на эту тему.

3. Составьте и запишите три предложения со словом боровик: вопросительное, повествовательное и побудительное.

 

Проверочные диктанты по теме «Слово»

Пора в школу

Наступил сентябрь. Юра проснулся рано утром. Он проверил портфель. Тетрадки, пенал, книжки лежат на месте.

Встала мама. Мы пьём чай с пирожками. Часы бьют восемь. Пора в школу. Я веду за руку сестру Ульяну. Она идёт в первый класс.

Грамматическое задание

1. Подчеркните главные члены в предложениях первого абзаца.

2. Выпишите из текста названия учебных принадлежностей. Запишите еще одно слово на эту тему.

3. Запишите слово, которое имеет такие значения: 1) группа учеников, 2) комната для занятий.

 

Проверочные диктанты по теме «Состав слова»

Два товарища

Шли по лесу два товарища. Вдруг выскочил из чащи медведь. Один влез на дерево, а другой упал на землю и притворился мёртвым.

Медведко понюхал ему лицо и ушёл. Первый друг слез с дерева и про медведя спрашивает. А второй его укорил. Плохие друзья бросают в опасности. По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Какая часть слова пропущена в словах? Допишите.

...шёл, …пал, ...корил.

2. Разберите по составу слова медведко, влез, плохие.

3. Найдите в тексте противоположные по значению глаголы и подчеркните их.

 

Листопад

Выдался погожий октябрьский денёк. Бабушка Дарья с внучкой Машей вышли во двор. Осенние листья кружились и падали I на землю. Дворник сметал их в кучки. Кленовые листья окрасились в разные цвета. У Маши в руках яркий букет. Пушистый кот рад листопаду. Падающие листья похожи на воробьев. 

Грамматическое задание

1. Добавьте во второе слово каждой пары корень первого слова. Запишите получившиеся слова, выделите в них корень.

Осень — ...ние, клён — ...овые, октябрь — ...ский.

2. Разберите по составу слова денёк, бабушка, кучки.

3. Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.

 

Цыплята и дождь

Курочка с цыплятами ходила по двору. Вдруг пошёл дождь. Курочка на землю присела, крылышки раскрыла, перышки распустила. Цыплята и залезли к ней под крылышки. Кто совсем под крылом исчез. У остальных цыплят только ножки видны. Один Цыплёнок головку высунул. А два малыша стоят и пищат. Что им такое на головку капает? 

Грамматическое задание

1. Спишите. Подчеркните слово, в котором нет приставки.

Стоят, срубить, сплав, сделка.

2. Найдите «лишнее» слово и запишите остальные слова.

Слеза, слезть, слезинка, слезливый.

3. Подберите к данным словам однокоренные слова, которые обозначают действия предметов.                                                              

Ход —..., ночёвка - ..., соринка —....

 

Готовятся к зиме*

Последние осенние дни. Скучный дождь затянул свою песню. Ночью ударил мороз. Выпал снег. Земля надела чистый наряд

Утром мы отправились в лес. Лес словно уснул. Вдруг послышался хруст веток. Мы вышли к пруду. Здесь живут бобры. Они готовят на зиму осиновые ветки. Кора осины — любимая пит бобров. Маленькие лесорубы подгрызают дерево. Затем умельцы тащат осинки на свой склад. 

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с приставками, приставки выделите.

2. Разберите по составу слова осиновые, осины, осинки. Над каждым из этих слов запишите, к какой части речи оно относится.

3. Составьте из слов словосочетания и запишите их. Выделите корень в однокоренных словах.

Дождливая, дождевая, туча, погода.

 

Проверочные диктанты по теме «Суффикс. Приставка»

Старый знакомый

Я познакомился с дятлом. Шёл по тихой тропинке и услышал стук. На вершине сосны сидел дятел и разбивал шишку. Он важно стучал, переворачивал шишку. Иногда он отдыхал и чистил перышки на спине. На затылке у птицы было красное пятнышко. С тех пор прошло пять лет. И каждую осень я приходил к старой сосне и встречал знакомого дятла. Он привык ко мне и позволял снимать фоторужьём. По Л. Сладкову 

Грамматическое задание

1. Выпишите глаголы с приставками. Выделите в них приставку и корень.

Познакомился, услышал, стучал, чистил, приходил, встречал.

2. Выпишите из текста однокоренные слова, выделите в них корень.

3. Выпишите из текста слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выделите в них суффикс.

 

Каток

Всю неделю ребята расчищали площадку для катка. В субботу после школы-ребята собрались во дворе. Стояла чудесная погода. Дворник дядя Илья вынес шланг и вёдра. Мальчики залили каток водой. Ночью был лёгкий морозец. Лёд окреп. Утром дети катались по гладкому льду. Коньки легко неслись по скользкой дорожке. Славно потрудились ребята! 

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста слова, значения которых указаны ниже. Выделите в них суффиксы.

а) Ледяная площадка для катания на коньках.

б) Работник, поддерживающий чистоту и порядок во дворе

в) Небольшой мороз.

2. Выпишите из текста три глагола с приставками. Выделите в них корень и приставку.

3. Спишите. Подчеркните слово, в котором нет суффикса.

Точка, внучка, кочка.

 

Воришка

Нам подарили маленькую белку. Она подросла и стала ручная. Белочка лазила по шкафам и бегала по всем комнатам. Очень любила она сладкое.

В буфете у нас лежали конфеты и сахар. Один раз они пропали. Мама рассердилась на нас и стала запирать буфет. После обеда я сижу в столовой и вижу: белка схватила корочку хлеба — и на шкаф. Заглянул я туда. А там и сахар, и конфеты, и хлеб. Это наша белка на зиму запасы делает. По Г. Скребицкому 

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три-глагола с приставками, приставки выделите.

2. Выпишите из текста слова, значения которых указаны. Выделите в них суффиксы.

а) Тот, кто ворует.

б) Комната в квартире с обеденным столом, где едят и пьют.  

в) То, что запасено, приготовлено, собрано.

3. Выпишите слова, которые состоят только из корня. Подберите к ним два-три родственных слова с приставкой или суффиксом. Запишите эти слова, выделите в них корень, приставку, суффикс.

Шкаф, корочка, сахар, запас, белочка.

 

Барсучата*

Под сосной у реки была барсучья нора. Из норы вылез барсук. Он сел и осмотрелся. Светило яркое солнышко.

Вот зверёк издал слабый звук. Из тёмной норы выползли барсучата. Они были маленькие и жирные. Барсучата грелись на солнышке. Вот они освоились и стали играть. Малыши перекатывались с боку на бок по земле. Они кусались и пищали. Маленький барсучонок был самый весёлый. По И. Аксёнову 

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.

2. Отданных слов образуйте два-три однокоренных слова с помощью суффиксов -ИК, -ЁНОК, -ИХ-, -ОК, -АТ-, -ЯТ-.

Слон, волк.

3. Запишите слова в два столбика: 1) со значением действия, 2) с уменьшительно-ласкательным значением. Выделите в словах суффикс -К-.

Стирка, рыбка, чистка, ягодка, тёрка, ножка, стрижка, берёзка.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: 3 класс, диктант