Программа элективного курса по русскому языку "Развиваем речь" 5 класс с поурочным планированием

В программу элективного курса по русскому языку «Развиваем речь» для учащихся 5 класса (с низкой мотивацией обучения) вошли разделы:

Пояснительная записка

Содержание курса

Учебно-тематический план

Основные требования к развитию речи учащихся

Список литературы

Подробные поурочные планы к элективному курсу (34 урока)

Поурочные планы к элективному курсу "Развиваем речь" 5 класс

В данном пособии представлены поурочные планы к элективному курсу «Развиваем речь», целью которого является оказание помощи учителю в подготовке к занятию с низкомотивированными учащимися.

В пособии представлено 34 поурочных плана в соответствии с календарно-тематическим планированием элективного курса. Планы оформлены в виде конспекта с соблюдением требований и учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся 5 класса, уровня их знаний. Формальная часть включает номер урока, тему, цель и задачи, тип урока, оборудование. Содержательная часть состоит из этапов урока, которые несут основную образовательную и воспитательную нагрузку. Изложение материала сопровождается различной тематикой стихотворений и текстов. Поурочные планы снабжены множеством упражнений, карточек и иллюстраций. Особое внимание уделяется развитию внимания, мышления и мелкой моторики. Поэтому в планы включены артикуляционная и речевая гимнастика, фонетическая разминка, задания на развитие зрительной памяти, фонематического слуха, произвольного внимания.

Основу поурочного планирования составляет КСО (коллективный способ обучения по методу В.К.Дьяченко), предполагающий работу в группах и парах сменного состава. В этой связи работа на занятии построена на таких методиках как разучивание стихотворения в парах, анализ текста по абзацам, работа по карточкам в парах сменного состава.

Насыщенные разнообразными формами и методами работы поурочные планы помогут учителю заинтересовать учащихся с низкой мотивацией к обучению и развить у них грамотную устную и письменную речь. 

Урок № 1

Тема: Речевая деятельность – основа обучения связной речи

Цель: формирование представлений о функциях языка, уровнях речевой деятельности.

Задачи:

1) расширять кругозор, пополнять словарный запас, развивать кратковременную зрительную память;

2) коррекция внимания и усидчивости  учащихся;

3) воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к занятиям.

Тип урока: изучение нового материала (вводный урок).

Вид урока: стандартный.

Оборудование:  уч. пособие «Русская речь» 5-7 класс, «Развитие речи: теория и практика обучения».

Ход урока:

I.  Орг.момент. Сообщение цели и темы урока

- Сегодня на уроке я хочу рассказать о том, как важно правильно и красиво говорить, почему необходимо развивать свою речь, пополнять свой словарный запас.

1. Фонетическая разминка

Учитель  демонстрирует игрушку кошку и предлагает послушать о ней стихотворение, сопровождая слова выразительными жестами.

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

- Помогайте читать это стихотворение, добавляйте словечко. (Повторное чтение, дети добав­ляют последнее слово строки.)

Кто хочет поиграть с кошкой и прочитать о ней стихотворение? (Вызвать всех детей по жела­нию. Дети передают игрушку друг другу. Читает стихотворение тот, кому передали игрушку.)

- Обратили ли вы внимание: какие звуки повторяются в стихотворении чаще (с, ш)? (Читает стихотворение с выделением звуков с, ш.)

II. Работа над новой темой

- Знаете ли вы, что такое речь?

- Какую роль играет язык  в нашей жизни?

1. Слово  учителя

- Речь существует в двух формах: устной (от слова уста – губы) и письменной (от слова письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной формой речи; когда пишем и читаем – письменной. Важнейшей функцией языка является функция общения. С нею связана и другая – мыслеоформительная, или функция общения. Язык служит не только для выражения мысли, но и для выражения чувств и воли. Поэтому можно выделить такие цели и задачи языка: общение, сообщение, воздействие ( эмоциональное и волевое).

2)  Работа с пословицами

 - Подумайте, в каких пословицах имеется в виду письменная, в каких – устная, а в каких – обе формы речи. Запишите три – четыре понравившиеся вам пословицы.

1. Что написано пером – не вырубишь топором.

2. Ласковым словом и камень растопишь.

3. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

4. То же слово, да не так бы молвить.

5. Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

7. Язык голубит, язык губит.

8. Каков разум, таковы и речи.

3). Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Свое мнение обоснуйте. Запишите предложение, восстановив в нём пропущенные слова: Сначала появилась … речь, затем … .

4) Чтение высказывания учёных – языковедов:

1. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. (Л.Щерба.)

2. Можно не только неграмотно писать, но также неграмотно говорить и читать, и я думаю, что неграмотность чтения ничем не лучше безграмотности письма. (В.И.Чернышев.)

III. Закрепление темы

1. Развитие кратковременной зрительной памяти

2. Чтение  по ролям отрывка из сказки (стр. 9).

3. Чтение и пересказ отрывка из повести А.Лиханова «Мой  генерал».(стр.9)

I V.  Вывод. Оценивание

V. Д/З: повторить по тетради

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!