Цель:
- ознакомить с историей отделки юбки – поневы, особенностями вышивки в России;
- познакомить с современными отделочными метериалами, их использование в моделировании юбок;
- изучить технологию настрачивания отделки;
- научить приемам наметывания и настрачивания тесьмы, в соответствии с техническими условиями;
- ознакомить с последовательностью технологических операций по изготовлению юбки на резинке;
- повторить способ обработки боковых срезов юбки стачным швом, научить соединять полотнища юбок;
- воспитывать аккуратность, точность;
- совершенствовать навыки в работе с иглой и на швейной машинке;
- развивать интерес к истории и традициям русского костюма.
Ход мероприятия:
Ведущая. Сегодня мы собрались с вами на наши посиделки, чтобы поделиться друг с другом своим мастерством в области шитья, познакомиться с юбкой- поневой, как ее шили в старину и украшали наши прабабушки и бабушки.
Ни одна швея не обходится без набора инструментов, о некоторых из них мы сегодня вспомним и поговорим.
Это ножницы, у них длинные концы, они могут резать большие куски ткани. У каждой швеи они всегда под рукой. У них такая работа – резать ткань и нитки.
Иголки- трудяги. Они без устали снуют туда и сюда. С иголкой надо обращаться осторожно, держать ее крепко и аккуратно, а то она может уколоть.
Для работы с иголкой, чтобы не уколоться, придумали наперсток. Он похож на шлем. Наперсток надевается на средний палец, который теперь защищен от уколов иглы и ему легко подталкивать иголку в ткань.
Давайте совершим экскурсию в историю юбки- поневы на Руси.
1-я ученица. В глазах наших предков женщина была земным священным существом, в тело которого входит священный дух предков, чтобы вновь воплотиться через ребенка. Поэтому женщину сознательно стремились схранить, сберечь от всякого поссягательства на ее духовную и физическую красоту. С древних времен, человек стремился защитить ранимые части тела. Поэтому люди придумали обереги. У женщин оберегами были бусы, серьги, кольца, браслеты.Одним из видов оберегов было украшение одежды по вырезу, рукавам, низу одежды. Низ поневы украшали полосками цветной ткани, вышивкой, тесьмой. Самые нарядные, украшенные богато и обильно поневы носили девушки и молодицы. Пожилые женщины ограничивались только украшением из полос по низу всей поневы. Различались по отделке поневы праздничные и повседневные. Будничные поневы отделывались по низу узкой домотканной полоской кумача или тесьмы. А в праздничных поневах большое внимание уделялось отделки по подолу понев, в которых использовалось все богатство отделки: многоцветные вышивки, кружева, ленты, блестки, стеклярус.
Ведущая. А кто может рассказать о видах отделок?
2-я ученица. Я расскажу вам о современных видах отделок, которыми вы можете украшать юбку сейчас. Тесьма - это полоски разной ширины. Тесьма бывает плетеная и вязаная. Плетеная тесьма может быть получена на машинах или ручным плетением. Она обладает повышенной растяжимостью во всех направлениях. Распространенные виды тесьмы: ажурная, отделочная, «вьюнчик».Ленты- это тканные полоски различной ширины, вырабатываются на лентоткацких станках простым, ворсовым, ажурным плетением. Для лент используется хлопчатобумажная, штапельная, шерстяная, шелковая и синтетическая пряжа. По окраске ленты выпускают одноцветные и пестротканные.
Кружево – это прозрачное, ажурное изделие, изготавливаемое плетением, вязанием, вышиванием. Кружево изготавливают в виде полотна, которое потом разделяют на отдельные полосы в виде ленты. Кружева бывают ручной и машинной работы.Ручные кружева: плетенные, вязанные и филейные.
Шитье – это полоски тонкой, отбеленной ткани с отверстиями, заключенными в вышивку. Выпускают шитье в виде кроя и прошивок.
Практическая работа. «Выполнение стачного шва»
1. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь и сметать швом шириной 1 см.
2. Стачать детали на расстоянии 0,1 см от отмеченных строчек к срезам. Закрепить концы строчек.
3. Удалить нитки строчек.
4. Шов разутюжить или заутюжить.
3-я ученица . Я расскажу вам как нужно настрачивать отделку: тесьму или кружево.
1. Наметать тесьму вдоль размеченной линии стежками 1 см.
2. Настрочить тесьму на изделие:
А) тесьму «вьюнчик» - посередине;
Б) тесьму узорную – двумя строчками на 0,1 см от края;
В) кружево – одной строчкой сверху на 0,1 см от края.
3. Удалить временные стежки.
4. Приутюжить изделие.
4-я ученица. Давайте ответим на вопросы:
- Какими швами сшита юбка?
- Почему вы выбрали такой шов для соединения полотен по боковым сторонам?
- Каким швом обрабатывается низ юбки и почему?
- Зарисуйте схему стачного шва вразутюжку и стачного шва взаутюжку.
- Какие операции вы выполняете при обработке низа юбки?
- Как вы понимаете слова «сметать, застрочить, заметать, стачать»?
Ведущая. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть!
Игра «Пестрый котел». Записки с вопросами находятся в котле. Каждая из вас берет записку, зачитывает вопрос и отвечает на него.
Вопросы
- Для чего украшали поневу в старину?
- Как украшали поневу пожилые женщины?
- Как создавали тесьму россиянки до 20 века?
- Как украсить юбки можно сейчас?
- На каком расстоянии прокладывают строчку от края тесьмы?
- Иглы для вышивания должны быть короткие с удлиненным ушком?(да)
- Для вышивки на тонких тканях применяют более толстые иглы?( нет)
- Наперсток предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань?
- Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации7
- Расстоянии между глазами и работой должно быть от 25-30 см?(да)
-Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спинку?
- По окончании работы иглу необходимо вколоть в одежду?
- При выполнении какого шва используют термин «сметать»?(стачной)
- С какой стороны должен падать свет на рабочееместо?(слева, сверху)
- При выполнении какого шва используют термин «разутюжить»(стачной)
- При выполнении шва что мы делаем в начале ив конце строчки?(закрепку)
- Какую отделку можно применить при шитье юбки?(тесьму)
- Какая бывает понева?(глухая и распашная)
- Раньше вместо резинки на юбке-поневе использовали шнурок. Как он назывался?(гашник)
- На каком расстоянии мы сметывали швы? (1 см)
- Чтобы боковые срезы у юбки не осыпались, что с ними делают?(обметывают)
Скачать