Учебный проект по истории древнего мира 5 класс: Великие изобретения Древнего Востока

Творческое название: «Изобретения, прошедшие сквозь века». 

Основная часть данного исследования посвящена истории изобретений жителей Древнего Востока – Египта, Китая и Индии. В ходе реализации проекта школьники изучают историю Древнего Востока, анализируют изменения в жизни древних людей на основании знаний о развитии их культуры.

Характер ученической работы подразумевает исследование литературы, подбор иллюстративного материала, его оформление. Проект основан на технологии «Летопись жизни», реализуется в рамках учебной программы.

Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание. Учитываются психологические особенности пятиклассников, используются элементы игровых и здоровьесберегающих технологий.  В результате работы над проектом учащиеся осваивают общеучебные знания и коммуникативные навыки.

Основополагающий вопрос: «Какие изобретения жителей Древнего Востока нам известны?» 

Вопрос учебной темы: «Повторительно-обобщающий урок «Древний Восток»

Время реализации проекта: 2 учебных часа 

Дидактические цели проекта:

  1. расширение и углубление знаний в области социальной и культурной истории, их актуализация и систематизация;
  2. воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию;
  3. развитие интереса к истории, как к науке; навыков анализа литературы, Интернет-источников.

Методические задачи:

  1. Познавательные: активизировать познавательную деятельность учащихся; научить анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; познакомить учащихся с историей жизни первобытных людей.
  2. Общеучебные: отбор и систематизация материала, его реферирование; использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования  

Этапы работы над проектом

1 этап. Мотивация учащихся.

Представление презентации «Изобретения, прошедшие сквозь века».

В результате учащиеся знакомятся с изобретениями жителей Древнего Востока, которые используют современные люди, а также определяют цель работы над проектом: узнать об истории изобретений, сделанных жителями  Египта, Китая и Индии. 

2 этап. Работа в группах

Класс делится на 3 группы (египтологи, китаеведы, индусы), каждая из которых получает задание в виде маршрутных листов. (Приложение 2). Пятиклассники распределяют обязанности и знакомятся с материалом по данной теме, использую доступные источники на уроке: Интернет, энциклопедии, учебную литературу.

Домашнее задание: используя различные источники, подготовить отчет в виде презентации, стенгазеты или сценки. Предлагается схема «Как составить презентацию».

3 этап. Представление результатов проекта.

На 2-м уроке ребята представляют свои отчеты. 

4 этап. Подведение итогов.

Учащимся предлагается заполнить листы самооценки своей работы над проектом (Приложение 4). На основании своей самооценки и оценки учителя выставляют итоговые оценки.

Для закрепления материала предлагается вопрос-рефлексия: «Что нового Вы узнали в ходе работы над проектом? Чему научились?». 

Результаты проекта: презентации, стенгазета, творческие отчёты.

В поддержку проекта:

  • Вводная презентация-викторина учителя.
  • Маршрутные листы.
  • Листы самооценки.
  • Материал учебника, справочная литература, энциклопедии.
  • Интернет-источники.

Возможности развития проекта:

Особенностью проекта может стать его масштабируемость, дополняемость в зависимости от подключения новых проектных групп, последовательное (возможно, в течение нескольких лет) накопление результатов и, соответственно, создание своеобразной Энциклопедии проекта. Можно использовать данный метод в дальнейшем изучении истории человечества.

Источники:

1. Учебники.

2. Энциклопедии для школьников, словари.

3. Интернет-ресурсы.

Работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Спасибо за материал, я обязательно использую на своем уроке!
Добавить комментарий