Конспект урока: Географические открытия и исследования. 8 класс

Цели: - осознать особенности и задачи современной географии;

- выделить источники географических знаний;

- выяснить роль учёных в развитии географической науки;

- познакомить учащихся с открытиями, сделанными русскими учёными и путешественниками в различные эпохи развития государства;

- способствовать развитию умений учащихся работать с дополнительными источниками;

- воспитание чувства гордости за подвиги и открытия русских людей;

- научить учащихся систематизировать знания.

Оборудования: учебник под ред. Алексеева А. И. «География России» (часть I),

учебник «Природа России» под. ред. Э.М.Раковской, учебник «Природа России» под ред. И.И.Бариновой; карта «Формирование России», «Географические открытия», атлас; телевизор, видеомагнитофон, к/ф «Географические открытия».

Метод: частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент.

2. Актуализация познавательной деятельности.

На прошлом уроке мы познакомились с историей формирования и заселения территории России.  Давайте вспомним, какие территории присоединялись и осваивались в различные периоды формирования российского государства.

3. Тестирование

Учащиеся выполняют тест:

1. Побережье какого моря  освоили новгородцы-поморы?

2. Ради чего плавали поморы в Мангазею?

3. Кто разведал путь в Сибирь?

4. К какому морю вышел Иван Москвитин?

5. Как называлась территория к югу от р. Оки, часто подвергающаяся набегам кочевников?

6. Название Российской Федерации до 1991 года?

Обмениваются тетрадями и проверяют правильность ответов, сверяя с

Эталоном на доске и  исправляя ошибки. В конце урока учитель у двух-трёх учащихся берёт тетрадь.

Мы выяснили, как шло присоединение новых земель. Но мы не знаем, благодаря каким людям эти территории изучались, исследовались. А ведь именно благодаря их открытиям и исследованиям и стало возможно дальнейшее развитие и использование новых территорий.  Много сил пришлось вложить государям, первопроходцам, путешественникам, простым служилым людям для освоения новых земель и приращения их к государству Российскому. Пройдены тысячи километров пути, открыты новые реки и озёра, освоены новые языки и образ жизни коренного населения. Многих названий мы уже не увидим на современных географических картах. (Многие, но мы обязаны знать имена тех, кто нередко ценой собственной жизни прокладывал путь к новым землям, находил, открывал, исследовал) 

4. Изучение нового материала

Эпиграф на доске. 

Уважение к минувшему - вот черта, отличающая  образованность от дикости… гордиться славою своих  предков не только  можно, но и должно.    

А.С. Пушкин.                                                                                                                

Учитель обращает внимание на доску к словам.

Слова учителя:

Я хочу, чтобы мы прониклись чувством гордости за славные подвиги русских людей, положивших не один день и год, а порой даже собственную жизнь на благо России. Давайте выясним цель.

Цель: давайте попытаемся выяснить, с именами каких учёных и путешественников связаны географические открытия.

Для решения этой задачи предлагаю организовать работу в группах и после поделиться  результатами своих исследований. Это позволит сэкономить нам время и получить больше информации. Также вы сможете познакомиться с различными источниками знаний. У вас на столах  задания, учебники, карты и дополнительная литература. Ваша задача  распределить обязанности в группе (кто-то работает с картой, кто-то с учебниками, кто-то записывает информацию в таблице и т. д.). Один человек от группы по окончании  работы выступает у доски с отчётом о работе.

Учитель раздаёт карточки с заданиями.

Задание 1 группы.

Используя текст  учебника под ред. Барановой п.4, установите имена учёных, путешественников, исследовавших территорию России  с XV по XVII вв. Результаты занесите в таблицу. (На  ватмане).

Слова учителя: большой  вклад в освоение новых земель внёс Хабаров.

Задание 2 группы.

Используя текст  учебника под ред. Барановой п.4  и  Раковской п.6 установите географические открытия XVIII века.

Слова учителя: Перед тем, как вы услышите об открытиях XIX века, давайте послушаем. Большой вклад в развитие географической науки внесла экспедиция Седова.

Задание 3 группы.

Используя учебник под ред. Раковской и Бариновой выделите основные открытия, совершённые  в XIX  и  XX вв.  Результат занесите в таблицу.

Перед выступлением четвёртой группы  ставится фрагмент кинофильма.

Учитель обращает внимание на экран.

Задание 4 группы.

Используя статью в журнале «География в школе № 1.  1999 года «Имена русских путешественников на карте России», найдите на карте географические объекты, названные именами путешественников и обозначьте их на контурной карте.

Слова учителя: русские учёные, исследователи изучали не только российские земли, но и открывали новые, неведомые, находящиеся далеко за пределами России. Одно такое открытие было сделано в XIX веке в ходе экспедиции к южному океану.

Слова учителя: естественно, изучения и открытия не ограничиваются этими периодами. Исследования проводятся и по сей день. Только возможностей для этого у современного человека гораздо больше. С появлением самолёта долетели до Северного полюса – первый военный лётчик Водопьянов, с появлением ледокола – освоение северного морского пути, современные достижения науки и техники позволяют  проводить исследования в Антарктиде.

5. Закрепление

Слова учителя: А теперь давайте ещё раз вспомним имена русских исследователей и попытаемся отгадать кроссворд.

На доске начерчен  кроссворд. Учитель читает вопрос и записывает правильный ответ в графы.

Д/З: дома самостоятельно ознакомиться с источником географических знаний.

6. Итог

Учитель обращает внимание учащихся к словам на доске.

Русские люди должны знать и помнить, что сделано  славного предшествующими поколениями, гордиться этим, и в свою очередь,  дать возможность и право потомкам так же относиться к ним самим.

Ю. Н. Шокальский.

Выставление отметок всем, принимавшим активное участие в работе на уроке.

Д/З:  подписать на контурной карте объекты, названные именами исследователей. Параграф 5 в учебнике.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!